И вот на Псковщине, в Спасо-Елиазаровском монастыре — там, где когда-то подвизался старец Филофей, теоретик мистического учения о Москве-Третьем Риме, — в этой дивной, из руин воскрешенной обители возник необычный замысел. Настоятельница монастыря, мать Елизавета, неутомимая в делах и свершениях, замыслила создать по соседству с монастырем аграрное хозяйство. Не то, коим обзаводятся монастыри для своих нужд: десяток коров, огороды овощей и картофеля. Нет, речь идет о создании мощного товарного производства с обширной пашней, животноводством и земледелием, рыбным хозяйством, переработкой и сбытом. В этом центре предполагается применить самые передовые существующие в мире технологии, самые продуктивные породы скота, самое отборное элитное зерно. Технологии взращивания и переработки таковы, что они исключают отходы, когда вся органика, сопровождающая взращивание скота или зерна, перерабатывается, возвращается в производство, вливается в круговорот живой и неживой материи. Хозяйство, которое намерен строить монастырь, предполагает свою собственную, сверхэкономную энергетическую станцию, дешевые электричество и газ, генераторы, созданные изобретателями и творцами. Ядром хозяйства станет учебный центр, откуда добытые и усвоенные знания распространятся в другие земли России, станут подспорьем для тех, кто пожелает повторить монастырский опыт. Крестьяне окрестных деревень, обедневшие, одичавшие от безделья, ждут появления комплекса, мечтают об осмысленном труде, приносящем достаток в семью.
Будет много скептиков, маловеров, хулителей. Из тех, кто недавно обрушил на обитель грязь клеветы и был предан анафеме митрополитом Евсевием. Будет много ядовитой иронии и открытой злобы. Но начало положено. Проект благословил Владыка. Губернатор поддерживает замысел. Этой весной впервые за двадцать лет плуг взрежет сонную землю, и в неё упадет не крапивное семя, а отборное зерно. Не это ли раскрывает смысл провозглашенной "Единой Россией" формулы: "Модернизация и Православие"? Глубинный святоотеческий дух, направленный на одоление смерти, соединяется с авангардной наукой и новейшей техникой, как о том учил великий русский космист Николай Федоров, мечтавший о победе над смертью?
Безотходное производство, возвращающее в природу взятые у нее богатства, "автотрофное человечество", способное с ограниченным воздухом, пищей и водой совершать путешествие в космические дали, — не этот ли принцип закладывается в монастырский агроцентр? Ибо монастырь — это и есть космолет, несущийся в космосе русской истории, и чудотворная икона ведёт его к Вифлеемской звезде. Звездолёт опускается на мёртвой планете, космонавты касаются обожжённых камней — и снова начинают течь реки, зеленеть леса, и ожившая планета плодоносит.
Верю в исполнение чудесного плана. Верю, что за стенами монастыря всколосятся золотые нивы, пойдут к водопою тучные стада, зазвучат в многодетных крестьянских семьях смех и песни. А ночью, когда звёздно и текут над землей мерцающие туманы, появится в небе молчаливый старец, станет обходить, не касаясь земли, поля и угодья, ожидая великого урожая, хлеба духовного, которым окормляется верящая и святая Россия.
Александр Проханов
Газета "Завтра"