Теперь понятно, почему: на кону разработка новой стратегии воспитания граждан, которая почти "на выходе". Спору нет, поиск национальных скреп — занятие увлекательное и важное. Однако в наших условиях может обернуться неприятными перегибами. "Огонек" разбирался в деталях.
Как стало известно "Огоньку", вскоре в России появится новая стратегия патриотического воспитания граждан до 2020 года — взамен устаревшей "концепции" образца 2003 года
Приближенные к Кремлю политологи уверяют, что серия полевых исследований, предшествовавших подготовке инновационного документа, почти завершена, и вот-вот мы узнаем, как нужно родину любить.
Впрочем, и без политологов ясно, что все к тому шло. Последние две недели градус патриотизма — во власти, интеллигенции, массах и СМИ — повышался по экспоненте. Со стороны могло показаться, что Россия готовится дать отпор неведомому врагу, желающему ее развалить где-то уже в первых числах декабря.
Специально не придумаешь такой концентрации событий. Тут и закон против "пропаганды сепаратизма" в Госдуме, и пост проректора по идеологии в питерских вузах, и обучающие семинары для вице-губернаторов по проблемам "российской идентичности". Почва проработана тщательно.
Если кто-то ранее возражал против написания единого учебника истории, моды на казачество и преподавания религии в школе, теперь должен понять: то были просто шалости. Настоящее патриотическое воспитание — посредством государственных концепций, административных мер и Уголовного кодекса — нам только предстоит.
Держатели заслона
Что касается Уголовного кодекса, то здесь потрудилась Госдума. Как выясняется, в ее недрах возросла и окрепла неформальная депутатская группа "Российский суверенитет", которая теперь (представьте, в обход Ирины Яровой!) — главный защитник национальных интересов.
Эта суверенная группа депутатов предложила ввести уголовную ответственность в отношении лиц, которые словом или делом "ставят под сомнение территориальную целостность Российской Федерации". Как пишет "Коммерсантъ", согласно поправкам, внесенным единороссами Евгением Федоровым и Антоном Романовым, а также справороссом Михаилом Емельяновым, Уголовный кодекс предлагается дополнить статьей "Пропаганда сепаратизма". До 6 лет заключения, в соответствии с ней, грозит тем, кто распространяет "в любой форме взгляды, идеи призывов или агитации" сепаратистского толка. До 7 лет тем, кто будет изготавливать, хранить или распространять "сепаратистские материалы или печатные издания". Максимальный срок — до 20 лет — полагается при отягчающих обстоятельствах (использовании служебного положения, СМИ и интернета). Не избегнут наказания (от 3 лет тюрьмы) и те, кто публично выразят "симпатии к сепаратистским движениям" либо "одобрят или попытаются оправдать сепаратизм".
— Сепаратизм, то есть попытка отколоть от страны ее части,— это такая же антигосударственная деятельность, как госпереворот и терроризм, поэтому призывы к сепаратизму должны приравниваться к преступлениям против государства,— поясняет "Огоньку" Евгений Федоров.— Сейчас такие нарушения законодательно не регулируются, и политика сепаратизма, финансируемая в том числе из-за рубежа, не наказывается. После принятия поправок нарушителями этого закона окажутся в первую очередь иностранные агенты, чья деятельность направлена на ликвидацию России.
Участники объединения "Российский суверенитет" под председательством Федорова в перспективах этой инициативы уверены, ссылаясь на ряд знаковых прецедентов, которые тоже приписывают себе: речь, в частности, о принятом "законе Димы Яковлева", запрещающем иностранцам усыновлять российских детей, и законе, запрещающем чиновникам иметь имущество за рубежом. Федоров, помимо прочего, инициировал законопроект, предлагающий присваивать статус иностранного агента СМИ (пока отклонен и до времени отложен). На рассмотрении в Госдуме находятся и другие творческие инициативы объединения: "О национальном бизнесе" (предлагается создать преференции предприятиям, находящимся в российской юрисдикции и не имеющим больших долгов у иностранных кредиторов), "О Центробанке" (установить пониженную ставку кредитования для национального бизнеса), поправки к Трудовому кодексу (перенести празднование Дня России с нынешнего 12 июня на 21 сентября — День рождения государства Российского).
Объединение хотя и молодое, зато, как видим, плодовитое. У него есть свой сайт и страницы в соцсетях. В составе группы, по данным на сайте, помимо уже названных Федорова, Романова и Емельянова значатся депутаты от "Единой России" Олег Валенчук и Геннадий Кулик, от "Справедливой России" — Александр Терентьев и Андрей Крутов, от КПРФ — Олег Денисенко и Иван Никитчук, от ЛДПР — Дмитрий Савельев. При этом непосредственной разработкой документов занимается "широкая группа экспертов" при объединении "Российский суверенитет" под предводительством писателя Николая Старикова (автора книжной серии "Николай Стариков рекомендует прочитать", первым номером в которой идет сборник "Так говорил Сталин").
— Любой патриотически настроенный здравомыслящий человек понимает необходимость ввода новых статей, которые четко объяснят, что такое сепаратизм и как за него карать серьезными сроками,— убежден Николай Стариков, сопредседатель партии "Великое Отечество".— Очаги сепаратизма, активные в информационном поле, есть на Кавказе, в Сибири, на Урале, в Санкт-Петербурге и Калининграде. Если вспомнить ситуацию с СССР, вначале был создан негативный образ своей страны в общественном мнении, а потом уже начался распад. Сегодня сепаратисты пытаются сделать то же самое с Россией, и мы должны поставить им заслон.
Соинициатор законопроекта, депутат от "Справедливой России" Михаил Емельянов, предлагает смотреть на угрозу сепаратизма еще шире. Виновата, по его мнению, не только заграница.
— В условиях надвигающегося экономического кризиса, сокращения государственных ресурсов существует риск распада страны,— уверен депутат.
Между тем за право солировать на патриотической поляне развернулась нешуточная борьба. Как по волшебству тема сепаратизма, вброшенная в информационное поле, стала актуальна чуть ли не для всех фракций Госдумы. Коммунисты, например, утверждают, что еще в октябре лидер КПРФ Геннадий Зюганов "об этом говорил" и что "Едро" просто перехватило их красивую и "своевременную" идею...
— Законопроект безграмотный,— считает Иван Клепицкий, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина.— Что значит "выражать симпатии сепаратистским движениям"? Допустим, мне симпатичен Джузеппе Гарибальди, если я публично об этом скажу, я сепаратист?
В массах патриотизм все чаще приобретает этнический оттенок
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Директивные аргументы
Телеканал "НТВ" вскоре после вести о разработке новой патриотической стратегии и шумихи в Госдуме показал зрителям отечественных сепаратистов в лицо, выпустив очередной блокбастер из серии "Анатомия протеста": "ЧП. Расследования. Кто хочет разделить Россию?!". На экране во враги родины попали и писатель Владимир Сорокин, и правозащитник Лев Пономарев, и галерист Марат Гельман, и (по традиции) завсегдатаи Болотной площади вкупе с американскими политологами вроде Ричарда Пайпса и Збигнева Бжезинского. Этот круг лиц, как утверждает телеканал, намерен создать на территории нашей родины Соединенные штаты Сибири, Черкесский халифат и некое чувашское государство.
Если бы телевизионные аналитики существовали в смысловом вакууме, можно было бы не поминать их клюкву. Но беда, видимо, в том, что — за вычетом некоторых явно художественных преувеличений — экранная геополитика следует в фарватере официальной. Достаточно посмотреть на октябрьское интервью Леонида Решетникова, генерал-лейтенанта Службы внешней разведки в запасе, в "Российской газете": "Для России сейчас самое страшное — это национальный сепаратизм. На этом играют наши противники. Англосаксонскому миру конкурирующая цивилизация не нужна".
О сепаратизме государственные мужи говорят почти с таким же упоением, как недавно говорили об "иностранных агентах" и пропаганде гомосексуализма. Три новейшие российские пагубы, по всей видимости, помогают от противного обрисовать образ патриота: он не сепаратист, не иностранный наймит и чтит семейные ценности. Любовь к родине, как ее ни модернизируй, у нас опять идет в одной связке с консерватизмом и оборончеством.
На державные качества патриота уповали и спикеры Всероссийской конференции "Патриотизм XXI века", прошедшей в Москве в первых числах ноября. Это событие, почти два года готовившееся солидными структурами, незаслуженно осталось незамеченным.
Между тем на нем были обнародованы очень интересные факты. Оказывается, действующая госпрограмма "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы" в минувшем 2012 году стоила бюджету 750 млн рублей (не так много, но и работа только на старте). За тот же год "гуманитарными вузами страны" было проведено около 300 исследовательских работ, посвященных патриотическому воспитанию. А само это патриотическое воспитание охватило около 45 процентов учащейся молодежи и более 40 процентов студенческой. Впрочем, как заметили присутствовавшие эксперты, ситуация отличается от региона к региону.
— Республики Коми, Чувашия, Тыва, Омская, Брянская, Псковская области снизили результативность патриотического воспитания,— критиковал Александр Балыбердин, замдиректора Административного департамента аппарата правительства РФ.— А в Чеченской республике, Астраханской, Вологодской, Самарской областях вообще отсутствуют соответствующие региональные программы.
Отстающим регионам посоветовали равняться на передовиков: Свердловскую, Ульяновскую, Волгоградскую области и Краснодарский край. С учетом того, что к 2014 году центры патриотического воспитания должны появиться при каждом региональном органе исполнительной власти (а также при всех федеральных органах власти и органах местного самоуправления), шансов отсидеться нет ни у кого. За патриотизм придется отвечать.
http://im.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/OGONIOK/2013/045/odtuk.gif
Возможны перегибы
В Питере, как выяснилось на прошлой неделе, призывы к активизации патриотической работы восприняли с детской непосредственностью: местный совет ректоров тут же отпочковал от себя подсовет по идеологической работе и рекомендовал всем вузам до 18 ноября назначить особых проректоров-идеологов. И хотя главы вузов, очевидно, забыли Конституцию страны (запрещающую идеологизацию), саму инициативу они приурочили как раз к 20-летию Конституции. Главным в идеологическом подсовете оказался глава технического вуза — ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института Николай Лисицын.
Перегиб был настолько очевиден, что высказаться пришлось самому Вячеславу Володину, первому замглавы президентской администрации: на совещании он жестко отчитал городскую администрацию за недальновидность и самоуправство ректоров. Добавив при этом, что в вузах уже есть "проректоры по воспитательной работе" и при правильном подходе к делу их должно хватать.
Игры с Конституцией, однако, продолжились — и уже на качественно новом уровне. На Международной научно-практической конференции "Современный конституционализм: вызовы и перспективы" Алексей Александров, полномочный представитель Совета федерации в КС РФ, выступил с сенсационным предложением: отменить бы 13-ю статью Основного закона совсем. Напомним, это как раз 13-я статья гарантирует, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". А по мысли Александрова, "Конституция России — это и есть государственно-правовая идеология", мол, нечего запрещать саму себя. Одним словом, изящно: теперь всем усердным идеологам будет что ответить на критику.
— Всякий раз, когда патриотизм в России начинают насаждать на государственном уровне, у него проявляются два неприятных изъяна,— считает Игорь Минтусов, председатель совета директоров "Никколо М", доцент Санкт-Петербургского государственного университета.— Во-первых, он продается за деньги. Патриотическая госпрограмма — это эквивалент продажной любви: она как магнит манит те силы, которые надеются что-то получить за демонстрацию своей преданности. Чем крепче ты обнимаешь родину, тем больше тебе прощается — от безделья до коррупции. А во-вторых, наш патриотизм всегда имеет армейскую подоплеку. Он военизированный и совсем не гражданский. Более того, элита заинтересована ставить знак равенства между государством и родиной, смешивать все понятия. В результате людям навязывается иезуитское утверждение: раз ты патриот, ты должен любить и своих чиновников, и своих судей. О любви к родине здесь говорить, конечно, не приходится.
Подмену понятий никто особенно и не маскирует. Основным исполнителем всех федеральных патриотических программ у нас значится Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве РФ (Росвоенцентр). На нем и методическое сопровождение, и проведение мероприятий, и выпуск литературы. В правительстве РФ говорят, что пытались перепоручить разработку патриотических стратегий Минобру и Минкульту, но дело как-то не пошло: ни одной федеральной программы они так и не написали — военные отстояли свою нишу.
http://im.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/OGONIOK/2013/045/odtrjk.gif
Размытость понятия "патриотизм", впрочем, может сыграть с его проповедниками злую шутку. Известный социолог и исследователь "русской идеи" Александр Янов подметил, что наша история не раз уже воспроизводила модель развития, предложенную философом Владимиром Соловьевым в самом начале ХХ века: "Национальное самосознание — национальное самодовольство — национальное самообожание — национальное самоуничтожение". Патриотизм, как всякое восхваление своего, трудно контролировать, стимулировать и направлять в приемлемое русло. Вместо смысловой ассоциации с государственностью он может вдруг проассоциироваться с этносом, открыв дорогу как раз той дезинтеграции и вражде, которую все боятся.
Согласно плану
Детали
Как гласят официальные пресс-релизы, с 2001 года воспитание патриотизма в России имеет "программно-целевой подход". С тех пор было принято несколько программ и концепций, на очереди следующая
1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001).
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании правительственной Комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, от 21.04.2003).
3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2005).
4. "Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.02.2010).
5. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010).
6. Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания" (от 20.10.2012).
А также региональные программы патриотического воспитания (во всех субъектах РФ, кроме Чеченской республики, Астраханской, Вологодской и Самарской областей).
Источник: соб. инф.
Мария Портнягина, Ольга Филина