Русскость и империя, или О важности системы координат

...У нас с женой есть традиция: по пятницам мы смотрим фильмы о Шерлоке Холмсе. Исключительно Игоря Масленникова. Наверно, выражу не только свое мнение, если скажу, что Василий Ливанов — лучший телевизионный Шерлок Холмс всех времён и народов. Однако не он один меня восхищает, но также и Виталий Соломин, и Борислав Брондуков, и Рина Зеленая, и Иннокентий Смоктуновский...

Однако в игре Ливанова меня поражает больше всего то, чего не удалось достичь ни одному даже британскому актеру в этой роли: этой удивительной смеси простоты и утончённости, достоинства и демократизма, сдержанности и эмоциональности... Этой удивительной гармонии характера... И каждый раз я думаю, что такой рисунок роли может быть доступен только РУССКОМУ актеру.


И глядя в очередной (бессчетный) раз на Лору Лайонс в исполнении Аллы Демидовой, на её изысканные манеры подлинной аристократки, на её красивые тонкие сухие руки, я думаю о...

…Я думаю о Петре Первом.

Нет, в самом деле, между фильмами Игоря Масленникова и Петром Первым есть прямая и отчётливая связь. Более того, я вижу чёткую связь между строительством Санкт-Петербурга и руками Аллы Демидовой. И мне обидно, что некоторые мои современники, будучи людьми умными и образованными, этой связи не видят.

Дело в том, что именно Пётр подтолкнул Россию к развитию по европейскому пути. Именно он создал в России аристократию европейского образца.

Можно что угодно говорить о петровских реформах. Можно как угодно трактовать историю России в послепетровский период. Можно фантазировать на тему о том, как сложилась бы судьба России, не будь Петра Первого. Но если говорить о результате, о плодах, — то вот они: это великая русская культура, воспринявшая европейские формы, но наполнившая их своим самобытным содержанием. И как бы ни складывались исторические судьбы России, именно своей культурой она будет интересна и важна мировому человечеству.

Однако я хотел о координатах.

Размышляя о статьях и комментариях, публикуемых здесь, на данном ресурсе, я заметил одну особенность многих авторов, которую я долго не мог назвать (Создатель не снабдил меня талантом ув. Доктора Покоя — находить любому явлению точное и хлёсткое наименование). Это особенность состоит в том, что, правильно и глубоко описывая какие-то вещи, авторы рассматривают их сами по себе, в отрыве от какой-либо системы. Между тем вещи крайне редко существуют отдельно, все они так или иначе вписываются в какую-то систему — назовём её системой координат.

Поясню на примере. Многие здесь говорят о русской (или российской) империи. «Хотим империю, надо восстанавливать империю, я имперец, Россия может существовать только в виде империи...» -- такие заявления нередко приходится читать на сайте.

Между тем совершенно непонятно, зачем нужна империя. То ли затем, зачем рачительному хозяину нужна в хозяйстве любая вещь — просто чтобы было. То ли империя нужна многим читателям, как дорогая и редкая игрушка избалованному ребенку, — для престижа. Ни у кого, дескать, империи нет, а у нас есть.

Я тоже «хочу империю» и попробую объяснить, для чего она мне нужна.

Я считаю, что только империя может наилучшим образом сохранить русскость. Что я понимаю под термином «русскость»? Это и русский менталитет, и русский дух, и русский культурный код, о котором так много (но зачастую бессмысленно) говорится. И — что самое главное — носитель и духа, и менталитета, и культурного кода — сам русский народ во всей его непреодолимой русскости.

Я не вижу других способов обеспечить сохранность русскости, кроме империи.

Причём хочу заметить, что никогда не соглашусь считать Россию историко-географическим недоразумением, а русскость — странной игрой случая. Напротив, русскость я полагаю всемирным достоянием, одним из высочайших пиков духовности мирового человечества. Я не буду говорить о влиянии русской культуры на мировую — оно есть, но это не моя область. Я хочу сейчас заострить внимание читателей только на одной стороне русскости — на мировой отзывчивости русской души. Той самой отзывчивости, без которой просто не могло возникнуть ни русской музыки, ни русской живописи, ни русской литературы. И даже -- ни русской инженерной школы.

Говоря упрощённо: той отзывчивости, без которой Василий Ливанов никогда не сыграл бы лучшего в мире Шерлока Холмса.

И вот я предлагаю такую систему координат: мировое человечество как безусловная ценность — достижения мирового духа — русскость как один из пиков человеческой культуры, мирового духа — империя как средство сохранить русскость наилучшим образом.

Роберт Робертсон

По образованию филолог. Закончил очень приличный российский университет. Более тридцати лет отработал учителем в школе. По натуре не могу делать только одно дело, поэтому одновременно с основной работой занимался многими вещами, в том числе - политической аналитикой. Сфера интересов - история и теория искусств, психология восприятия, политика. Научная специализация - стилистика декодирования.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе