Русский заговор

Тайные общества и русская политическая культура
Александр Рыбалка, уроженец Украины, ныне проживающий в Израиле. Астроном по образованию, израильский политик (занимает пост секретаря Международного гиперсионистского движения "Беад Арцейну" ("За Родину!") занимается историей тайных обществ и еврейским мистическим богословием (автор одной из лучших на русском языке книг по каббале "Путеводитель по миру Каббалы". Издательство: Мосты культуры / Гешарим, 2006), известен также и как писатель-фантаст и автор детективов. Автор нескольких книг, посвященных истории и деятельности тайных обществ, некоторые из которых вышли в соавторстве с московским писателем Андреем Синельниковым.

 

"Русский журнал": Что такое тайные общества? Каковы механизмы их функционирования, формирования, долговечны ли они?

Александр Рыбалка: Тайные общества - это общества с ограниченным доступом и ограниченной информацией об их функционировании. Я всегда говорю, что настоящее тайное общество - это то, о котором знают только сами его члены. Скажем, современное масонство позиционирует себя как "общество с секретами" - оно не является тайным, и сегодня в США и Великобритании Великие ложи открыто действуют, и их адреса вы найдете в телефонных книгах.

Долговечны ли тайные общества? Вопрос относительный. Скажем, Великая объединенная ложа Англии функционирует непрерывно с 1717 года. Хотя она объединила уже имеющиеся ложи, которые существовали и до нее. Самые старые документы, относящиеся к современному ("спекулятивному", умозрительному масонству) относятся к 1599 году. Современные розенкрейцеры ведут свой отсчет с 1614 года, когда впервые был опубликован "Призыв братства" - хотя с таким же успехом их можно связать со "школами Осириса", существовавшими за 2000 лет до новой эры. Так что долговечность тайных обществ - понятие относительное. Скажу только, что они сопровождали всю историю разумного человечества и умрут не завтра.

 

РЖ: Вы являетесь исследователем тайных обществ. Какие методы вы используете? Как вообще можно говорить об исследовании "тайного", ведь по определению тайное - это то (или те), что не оставляет следов?

А.Р: В своих исследования я использую как архивы и исторические исследования - ведь тайные общества зачастую ведут архивы, чтобы как-то упорядочивать свою деятельность, а также во многом личные контакты. Скажем, исследовать масонство или розенкрейцерство "со стороны" невозможно - иногда, читая книги исследователей, я понимаю, что эти люди не понимают каких-то вещей, которые могут быть очевидны только членам общества. В общем, это работа историка - только работа чуть более сложная.

 

РЖ: Сами вы состоите в каких-то тайных обществах?

А.Р.: Я состою в масонской ложе, а кроме того, в нескольких тайных обществах, которые я не могу назвать. Это необходимо мне для исследований. Кроме того, я являюсь членом международного Гиперсионистского движения "Беад Арцейну", созданного по образцу тайного общества. Помимо политико-общественной составляющей оно имеет и мистическо-религиозную - движение основывается на традиции, которая стояла за созданием империи царя Давида, за движением "сыновей пророков" и гибборим (рыцарей) царя Соломона (Шломо), великими восстаниями евреев в Риме и Персии, за политической активностью иудаизма в Средние века, в том числе движением Яхья бен Ирмиягу, созданием Хазарии, движением жидовствующих и субботников на Руси.

 

РЖ: Можно ли говорить о заметном влиянии тайных обществ на политику, культуру, вообще жизнь людей? Какие конкретно тайные общества затрагиваются в ваших книгах?

А.Р.: Влияние тайных обществ на жизнь человечества огромно. Скажем, вся современная европейская цивилизация создана масонами - я имею в виду как демократические идеи, так и идеи позитивизма, создавшие современное общество. Соединенные Штаты, как государство, созданы розенкрейцерами. Это не идеальная страна, поскольку любое государство состоит из живых людей, с массой недостатков, но идея была хорошая?

У меня совместно с моим соавтором Андреем Синельниковым вышла книга "Интервью с масоном" - о масонстве вообще и об израильском масонстве в частности, ведь Израиль, как родина Иерусалимского Храма, играет в масонской идеологи огромную роль. Недавно вышла книга, также в соавторстве с Синельниковым, "Орден Сириуса" - об истории ордена розенкрейцеров и о тайном обществе, которое, как мы считаем, стояло в основании всей современной системы инициатических братств. Сейчас мы пишем книгу "Тайны русских соборов" - об истории тайных орденов в допетровской Руси.

 

РЖ: Тайные общества активны на Западе, Запад - их родина. А есть ли специфически русские тайные общества?

А.Р.: Структуры, подобные средневековым гильдиям Европы, в России были всегда. Достаточно вспомнить об артелях живописцев, в которые входили такие известные художники, как Дионисий, Андрей Рублев, Феофан Грек? Эти организации всегда строились по принципу максимальной закрытости - потому что имели дело с профессиональными секретами, которые не должны были знать посторонние. Кстати, слово "артель" появилось в русском языке довольно поздно, а первоначально гильдии в России назывались "дружинами".

Если же говорить о парамасонских организациях, то и такие в России были - достаточно осмотреть старинные русские соборы, чтобы убедиться, что построены они с величайшим мастерством и умением. Естественно, строили их не "самородки-самоучки", а хорошо обученные специалисты. О связи русских строителей и европейских лож "вольных каменщиков" сейчас мы с Синельниковым пишем книгу "Тайны русских соборов: масонство в допетровской Руси". Эта книга откроет глаза на многие тайны русской истории. Читатели увидят и масонскую символику на гербах русских городов, и узнают о том, что делали европейские алхимики при дворе первых Романовых?

Вообще, представляется серьезной ошибкой для историков считать Россию страной, где до века европейского просвещения процветала дикость. Конечно, крестьянство было отсталым - но ведь и соборы строились, и каменные здания огромные, и ремесло процветало... А все это было невозможно без цеховой структуры, структуры гильдий. Не говоря уже о том, что в 18-м веке общество русских розенкрейцеров - Новикова и иже с ним - оказало огромное влияние на формирование русского общества.

Вместе с тем "тайным обществом" можно считать огромный пласт старообрядцев и причисленных к ним сект. Конечно, они не копировали западную структуру тайных обществ, а создавали свою, на типично русском идеологическом фундаменте. Иногда, конечно, это вырождалось в какую-то изуверскую секту, но в основном старообрядцев - с их тайной структурой, взаимной "братской" поддержкой, опознавательными знаками - можно считать аналогами "русских масонов". Вообще, старообрядчество еще ждет своего исследователя-конспиролога - будет весьма интересно, если это весьма широкое общественное движение исследовать не с точки зрения религиоведения, а с точки зрения криптосоциологии - как русской тайное общество.

Существует мнение, что Иван Грозный создавал опричнину как своего рода закрытый рыцарский орден, нечто подобное ордену иезуитов в католической Европе. На это указывают многие факторы. Но, во-первых, тайные общества все-таки не создаются только по указу "сверху" - в их фундаменте всегда должна лежать мощная идеология. А во-вторых, созданию русского "рыцарского ордена" помешали психические особенности самого царя.

 

РЖ: Многие люди, состоявшие в разнообразных тайных обществах, сыграли заметную роль в русской истории. Некоторые важнейшие события, например убийство Павла I, восстание декабристов, Февральская революция - подавляющее число (если не все) их участников состояли в тайных обществах. Можно ли говорить о линии развития, линии изменений, в которую тайные общества толкают Россию, о реальном заговоре, имеющем конкретные (пусть и глобальные) цели? Можно ли говорить о том, что тайные общества пытаются управлять Россией?

А.Р.: Разумеется, нет. Но очень хорошо, что вы вспомнили о декабристах - это классический пример типично русского тайного общества. Причем, что характерно, оно имело перед глазами классические европейские образцы - то есть выступало за "свободу, равенство и братство". Но всегда надо учитывать реальный исторический контекст. То есть я не исключаю, что в случае победы декабристов мы получили бы то, что было после октябрьского переворота, только на сто лет раньше. А учитывая тонкость образованной прослойки в России того времени, переворот декабристов вполне мог вылиться в русский бунт, о котором уже все сказал Пушкин.

Что же до "масонов" Февральской революции, то это слово я всегда беру в кавычки. "Великий Восток народов России" - русская ложа, в которой состояли многие видные политики того времени, составившие Временное правительство, - была "нерегулярной", то есть непризнанной, даже по отношению к Великому Востоку Франции - французской ложе, откуда эти люди черпали масонский авторитет. А Великий Восток Франции сам по себе нерегулярен по отношению к мировому масонству. К тому же мне приходилось читать ритуалы "Великого Востока народов России" - и я могу смело сказать, что это были люди, которые "игрались" в масонство, так же как потом они "игрались" в политику. И вообще, вряд ли какая-то организация, даже очень мощная, типа германского генштаба, может полностью контролировать происходящее в стране. Кстати, вот еще пример типично русского тайного общества - партия большевиков, которую сам Ленин называл "орденом меченосцев революции". Неправильно говорить, что немецкий генштаб использовал большевиков - скорее, это тайная организация большевиков использовала деньги Германии для прихода к власти.

 

РЖ: Какая позиция западных тайных обществ о отношению к России, особенно сильной России. Можно ли говорить о наличии на Западе антирусского заговора?

А.Р.: Тайные общества по преимуществу не занимаются политикой, они занимаются мистикой. И уж конечно, никакого антирусского заговора на Западе нет. Сегодня все тайные организации, представленные в России, хотят только одного - чтобы в России было достаточно демократии для существования традиционных орденов. Другое дело, что Россия, как показал опыт 90-х годов, не всегда готова правильно пользоваться демократией.

 

РЖ: А почему нет русского заговора?

А.Р.: Очень просто - за отсутствием великой идеи, которую могло бы продвигать какое-то русское тайное общество.

Я все время слышу разговоры о Великой России, но хотелось бы более четкого определения, в чем эта "великость" будет заключаться. Еще территорий? Так и сегодня места хватает. Что вообще нужно будет, условно говоря, "русскому тайному обществу"?

В первую очередь должна быть сформулирована цель, достаточно глобальная, но вместе с тем конкретная. Скажем, европейский "орден Сиона" хочет передать власть в Европе и на Святой Земле легендарным потомкам Иисуса. Масоны, по крайней мере теоретически, мечтают о Храме (правда, в современном масонстве идея восстановления Иерусалимского храма стала скорее умозрительной). Гиперсионистское движение "Беад Арцейну" мечтает о Великом Израиле от Нила до Евфрата, о том, что бы возрожденная еврейская традиция вновь стала движущей силой развития человечества.

Когда будет четко сформулирована "русская идея" - тогда можно будет говорить о современных русских тайных обществах, а затем и о "русском заговоре".

 

Беседовал Никита Дан

Русский заговор

Тайные общества и русская политическая культура

Александр Рыбалка, уроженец Украины, ныне проживающий в Израиле. Астроном по образованию, израильский политик (занимает пост секретаря Международного гиперсионистского движения "Беад Арцейну" ("За Родину!") занимается историей тайных обществ и еврейским мистическим богословием (автор одной из лучших на русском языке книг по каббале "Путеводитель по миру Каббалы". Издательство: Мосты культуры / Гешарим, 2006), известен также и как писатель-фантаст и автор детективов. Автор нескольких книг, посвященных истории и деятельности тайных обществ, некоторые из которых вышли в соавторстве с московским писателем Андреем Синельниковым.

 

 

"Русский журнал": Что такое тайные общества? Каковы механизмы их функционирования, формирования, долговечны ли они?

Александр Рыбалка: Тайные общества - это общества с ограниченным доступом и ограниченной информацией об их функционировании. Я всегда говорю, что настоящее тайное общество - это то, о котором знают только сами его члены. Скажем, современное масонство позиционирует себя как "общество с секретами" - оно не является тайным, и сегодня в США и Великобритании Великие ложи открыто действуют, и их адреса вы найдете в телефонных книгах.

Долговечны ли тайные общества? Вопрос относительный. Скажем, Великая объединенная ложа Англии функционирует непрерывно с 1717 года. Хотя она объединила уже имеющиеся ложи, которые существовали и до нее. Самые старые документы, относящиеся к современному ("спекулятивному", умозрительному масонству) относятся к 1599 году. Современные розенкрейцеры ведут свой отсчет с 1614 года, когда впервые был опубликован "Призыв братства" - хотя с таким же успехом их можно связать со "школами Осириса", существовавшими за 2000 лет до новой эры. Так что долговечность тайных обществ - понятие относительное. Скажу только, что они сопровождали всю историю разумного человечества и умрут не завтра.

 

РЖ: Вы являетесь исследователем тайных обществ. Какие методы вы используете? Как вообще можно говорить об исследовании "тайного", ведь по определению тайное - это то (или те), что не оставляет следов?

А.Р: В своих исследования я использую как архивы и исторические исследования - ведь тайные общества зачастую ведут архивы, чтобы как-то упорядочивать свою деятельность, а также во многом личные контакты. Скажем, исследовать масонство или розенкрейцерство "со стороны" невозможно - иногда, читая книги исследователей, я понимаю, что эти люди не понимают каких-то вещей, которые могут быть очевидны только членам общества. В общем, это работа историка - только работа чуть более сложная.

 

РЖ: Сами вы состоите в каких-то тайных обществах?

А.Р.: Я состою в масонской ложе, а кроме того, в нескольких тайных обществах, которые я не могу назвать. Это необходимо мне для исследований. Кроме того, я являюсь членом международного Гиперсионистского движения "Беад Арцейну", созданного по образцу тайного общества. Помимо политико-общественной составляющей оно имеет и мистическо-религиозную - движение основывается на традиции, которая стояла за созданием империи царя Давида, за движением "сыновей пророков" и гибборим (рыцарей) царя Соломона (Шломо), великими восстаниями евреев в Риме и Персии, за политической активностью иудаизма в Средние века, в том числе движением Яхья бен Ирмиягу, созданием Хазарии, движением жидовствующих и субботников на Руси.

 

РЖ: Можно ли говорить о заметном влиянии тайных обществ на политику, культуру, вообще жизнь людей? Какие конкретно тайные общества затрагиваются в ваших книгах?

А.Р.: Влияние тайных обществ на жизнь человечества огромно. Скажем, вся современная европейская цивилизация создана масонами - я имею в виду как демократические идеи, так и идеи позитивизма, создавшие современное общество. Соединенные Штаты, как государство, созданы розенкрейцерами. Это не идеальная страна, поскольку любое государство состоит из живых людей, с массой недостатков, но идея была хорошая?

У меня совместно с моим соавтором Андреем Синельниковым вышла книга "Интервью с масоном" - о масонстве вообще и об израильском масонстве в частности, ведь Израиль, как родина Иерусалимского Храма, играет в масонской идеологи огромную роль. Недавно вышла книга, также в соавторстве с Синельниковым, "Орден Сириуса" - об истории ордена розенкрейцеров и о тайном обществе, которое, как мы считаем, стояло в основании всей современной системы инициатических братств. Сейчас мы пишем книгу "Тайны русских соборов" - об истории тайных орденов в допетровской Руси.

 

РЖ: Тайные общества активны на Западе, Запад - их родина. А есть ли специфически русские тайные общества?

А.Р.: Структуры, подобные средневековым гильдиям Европы, в России были всегда. Достаточно вспомнить об артелях живописцев, в которые входили такие известные художники, как Дионисий, Андрей Рублев, Феофан Грек? Эти организации всегда строились по принципу максимальной закрытости - потому что имели дело с профессиональными секретами, которые не должны были знать посторонние. Кстати, слово "артель" появилось в русском языке довольно поздно, а первоначально гильдии в России назывались "дружинами".

Если же говорить о парамасонских организациях, то и такие в России были - достаточно осмотреть старинные русские соборы, чтобы убедиться, что построены они с величайшим мастерством и умением. Естественно, строили их не "самородки-самоучки", а хорошо обученные специалисты. О связи русских строителей и европейских лож "вольных каменщиков" сейчас мы с Синельниковым пишем книгу "Тайны русских соборов: масонство в допетровской Руси". Эта книга откроет глаза на многие тайны русской истории. Читатели увидят и масонскую символику на гербах русских городов, и узнают о том, что делали европейские алхимики при дворе первых Романовых?

Вообще, представляется серьезной ошибкой для историков считать Россию страной, где до века европейского просвещения процветала дикость. Конечно, крестьянство было отсталым - но ведь и соборы строились, и каменные здания огромные, и ремесло процветало... А все это было невозможно без цеховой структуры, структуры гильдий. Не говоря уже о том, что в 18-м веке общество русских розенкрейцеров - Новикова и иже с ним - оказало огромное влияние на формирование русского общества.

Вместе с тем "тайным обществом" можно считать огромный пласт старообрядцев и причисленных к ним сект. Конечно, они не копировали западную структуру тайных обществ, а создавали свою, на типично русском идеологическом фундаменте. Иногда, конечно, это вырождалось в какую-то изуверскую секту, но в основном старообрядцев - с их тайной структурой, взаимной "братской" поддержкой, опознавательными знаками - можно считать аналогами "русских масонов". Вообще, старообрядчество еще ждет своего исследователя-конспиролога - будет весьма интересно, если это весьма широкое общественное движение исследовать не с точки зрения религиоведения, а с точки зрения криптосоциологии - как русской тайное общество.

Существует мнение, что Иван Грозный создавал опричнину как своего рода закрытый рыцарский орден, нечто подобное ордену иезуитов в католической Европе. На это указывают многие факторы. Но, во-первых, тайные общества все-таки не создаются только по указу "сверху" - в их фундаменте всегда должна лежать мощная идеология. А во-вторых, созданию русского "рыцарского ордена" помешали психические особенности самого царя.

 

РЖ: Многие люди, состоявшие в разнообразных тайных обществах, сыграли заметную роль в русской истории. Некоторые важнейшие события, например убийство Павла I, восстание декабристов, Февральская революция - подавляющее число (если не все) их участников состояли в тайных обществах. Можно ли говорить о линии развития, линии изменений, в которую тайные общества толкают Россию, о реальном заговоре, имеющем конкретные (пусть и глобальные) цели? Можно ли говорить о том, что тайные общества пытаются управлять Россией?

А.Р.: Разумеется, нет. Но очень хорошо, что вы вспомнили о декабристах - это классический пример типично русского тайного общества. Причем, что характерно, оно имело перед глазами классические европейские образцы - то есть выступало за "свободу, равенство и братство". Но всегда надо учитывать реальный исторический контекст. То есть я не исключаю, что в случае победы декабристов мы получили бы то, что было после октябрьского переворота, только на сто лет раньше. А учитывая тонкость образованной прослойки в России того времени, переворот декабристов вполне мог вылиться в русский бунт, о котором уже все сказал Пушкин.

Что же до "масонов" Февральской революции, то это слово я всегда беру в кавычки. "Великий Восток народов России" - русская ложа, в которой состояли многие видные политики того времени, составившие Временное правительство, - была "нерегулярной", то есть непризнанной, даже по отношению к Великому Востоку Франции - французской ложе, откуда эти люди черпали масонский авторитет. А Великий Восток Франции сам по себе нерегулярен по отношению к мировому масонству. К тому же мне приходилось читать ритуалы "Великого Востока народов России" - и я могу смело сказать, что это были люди, которые "игрались" в масонство, так же как потом они "игрались" в политику. И вообще, вряд ли какая-то организация, даже очень мощная, типа германского генштаба, может полностью контролировать происходящее в стране. Кстати, вот еще пример типично русского тайного общества - партия большевиков, которую сам Ленин называл "орденом меченосцев революции". Неправильно говорить, что немецкий генштаб использовал большевиков - скорее, это тайная организация большевиков использовала деньги Германии для прихода к власти.

 

РЖ: Какая позиция западных тайных обществ о отношению к России, особенно сильной России. Можно ли говорить о наличии на Западе антирусского заговора?

А.Р.: Тайные общества по преимуществу не занимаются политикой, они занимаются мистикой. И уж конечно, никакого антирусского заговора на Западе нет. Сегодня все тайные организации, представленные в России, хотят только одного - чтобы в России было достаточно демократии для существования традиционных орденов. Другое дело, что Россия, как показал опыт 90-х годов, не всегда готова правильно пользоваться демократией.

 

РЖ: А почему нет русского заговора?

А.Р.: Очень просто - за отсутствием великой идеи, которую могло бы продвигать какое-то русское тайное общество.

Я все время слышу разговоры о Великой России, но хотелось бы более четкого определения, в чем эта "великость" будет заключаться. Еще территорий? Так и сегодня места хватает. Что вообще нужно будет, условно говоря, "русскому тайному обществу"?

В первую очередь должна быть сформулирована цель, достаточно глобальная, но вместе с тем конкретная. Скажем, европейский "орден Сиона" хочет передать власть в Европе и на Святой Земле легендарным потомкам Иисуса. Масоны, по крайней мере теоретически, мечтают о Храме (правда, в современном масонстве идея восстановления Иерусалимского храма стала скорее умозрительной). Гиперсионистское движение "Беад Арцейну" мечтает о Великом Израиле от Нила до Евфрата, о том, что бы возрожденная еврейская традиция вновь стала движущей силой развития человечества.

Когда будет четко сформулирована "русская идея" - тогда можно будет говорить о современных русских тайных обществах, а затем и о "русском заговоре".

 

Беседовал Никита Дан

 

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе