Россия для каждого

Законопроект о предоставлении российского гражданства выходцам из бывшего СССР вызвал бурные споры.

В блогосфере продолжается бурное обсуждение внесенного в Госдуму законопроекта, который фактически предлагает российский паспорт каждому, чей дед или отец жили в Советском Союзе. Один из авторов поправок уже заявил о готовности сузить круг тех, на кого будет распространяться закон. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в сути проекта.

Авторы законопроекта – вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов, сенаторы Владимир Джабаров и Вячеслав Фетисов – предложили предоставлять соотечественникам гражданство по упрощенной процедуре, не учитывая, в том числе, 5-летний срок проживания на территории России, наличие законного источника средств к существованию, степень владения русским языком. Такие требования, напомним, выдвигает действующий закон о гражданстве.

Сенаторы, по сути, предлагают российский паспорт всем иностранцам, которые подходят под понятие «соотечественника» – так, как оно сформулировано в законе «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».

К соотечественникам, согласно данному закону, относятся «лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ».

В том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Проект был внесен в Госдуму 18 сентября, 12 октября одобрен профильным комитетом и теперь готовится к рассмотрению на пленарном заседании всей нижней палаты.

Поправки по-прежнему активно обсуждаются в Рунете, причем вокруг них возникло много кривотолков. На некоторых интернет-ресурсах закон трех сенаторов перепутали сразу с двумя аналогичными инициативами – проектом сенатора Михаила Капуры и внесенным еще год назад проектом депутата Госдумы Константина Затулина. Другие сайты даже успели сообщить, что поправки будто бы уже были подписаны президентом и вступили в силу.

«Один из самых негативных сценариев – Косово»

Поправки вызвали ссору либералов и националистов на заседании КС радикальной оппозиции. Как сообщил ИТАР-ТАСС, заседавший в субботу Координационный совет оппозиции (КСО) большинством голосов отклонил предложенные националистами проекты резолюции и обращения к гражданам, в которых осуждаются поправки.

Как утверждали входящие в КСО националисты, «принятие законопроекта приведет к неконтролируемой миграции, а нынешнее население России превратится в национальное и социальное меньшинство». Но их позиция не нашла поддержки у других оппозиционеров. Решительно против выступил член КСО журналист Сергей Пархоменко. «Я не понимаю, кто такие «коренные народы России», о которых говорится в резолюции», – заявил он.

Во вторник высказался на эту тему и лидер партии «Демократический выбор» Владимир Милов, написавший в Твиттере: «Любой политик, прямо или косвенно поддерж-щий упрощ.предост-е рос.гражданства таджикам, должен понимать – ему этого не забудут (+не простят)».

Многие политологи также отвергли проект. Одни считают, что он позволит жителям Ташкента и Баку не сходя с места попросту получать с завтрашнего дня российские пособия и пенсии, при этом вовсе не поддерживая никаких других связей с Россией. Другие уверены, что проект лишь расширит миграцию гастарбайтеров, лишающих россиян рабочих мест.

Сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков заявил газете ВЗГЛЯД, что «с принятием поправок в Россию не поедут квалифицированные токари из стран Балтии или с Украины или из Белоруссии».

«Поедут те же самые, кто и так приезжает. Для этого достаточно на Казанском вокзале посмотреть на тех, кто выходит из поездов Бишкек – Москва и других. Что-то там не видно людей с дипломатами, людей, которые готовы прямо сейчас встать к станку. Поэтому проблема, обозначенная разработчиками, не решается», – уверен он.

По его мнению, за наплывом мигрантов может со временем последовать и образование национальных анклавов. «Это, безусловно, будет. Весь мир так живет. Один из самых негативных сценариев – Косово, но он маловероятен», – добавил сопредседатель фонда.

Сам Хомяков предлагает вместо масштабной раздачи гражданства пустить в страну высококвалифицированные кадры и сделать акцент на репатриации этнических русских из стран Прибалтики, а со Средней Азией ввести визовый режим.

«Закон изначально был плохой»

Другого мнения придерживается директор Института этнологии и антропологии РАН, бывший глава Миннаца, академик Валерий Тишков. Он согласен с сенаторами в том, что нужен новый закон о гражданстве, поскольку действующий устарел (был принят еще в 1992 году, а в 2002 году отредактирован).

«Закон уже правился. Закон изначально был плохой, не отвечал реальностям постсоветского пространства. Из-за этого очень большой ущерб был нанесен нашей стране. Спустя 20 лет закон о гражданстве все еще нуждается в исправлении», – сказал газете ВЗГЛЯД Тишков.

Тишков не считает для новых сограждан необходимым знание русского языка. Достаточным он считает владение языком одного из народов РФ – например, новые соотечественники могут знать татарский или бурятский, если хотят жить в Татарстане или Бурятии. «У нас есть и российские граждане, которые русского не знают. Что их, выселять тогда из страны?» – напомнил он.

С Тишковым солидарен президент фонда «Миграция XXI века», экс-замдиректора Федеральной миграционной службы (ФМС) Вячеслав Поставнин. В интервью газете ВЗГЛЯД Поставнин заявил, что поправки трех сенаторов полезны, поскольку призваны «исправить дух или атмосферу», которые до сих пор царили в этой сфере.

«В 2002 году взяли и приняли закон о гражданстве, который в одночасье объявил русских, прежде всего этнических, проживающих за границей, фактически иностранцами, да такими же, как, например, граждан Нигерии или Мозамбика. У них такие же права на гражданство, как и у русского человека, проживающего в СНГ, если он не родился на территории РФ и если у него нет там прямых родственников», – возмущается Поставнин.

«Этими поправками, наконец, попытаются исправить эту ситуацию. Это хоть как-то противостоит той волне нелегальной миграции, которая нас просто захлестнула. 8–10 млн нелегальных эмигрантов трудится в России. Наконец-то, через 10 лет! Сколько людей, сколько судеб было исковеркано...» – отметил он.

Ни одного террориста

Опасения насчет наплыва бандитов и террористов Поставнин считает необоснованными. «С 1992 по 2002 год Россия приняла 7 миллионов переселенцев из стран СНГ, из которых в ходе проверок ФМС не было выявлено ни одного террориста. Едва ли не все террористы, которые были у нас задержаны, являются гражданами России и, как правило, выходцами с Северного Кавказа. Так что этим мифом просто кто-то прикрывается», – сказал президент фонда.

Поставнин опроверг еще один укоренившийся стереотип. «К нам приезжают люди даже из Средней Азии, и почему-то все считают, что они все неквалифицированные. Ничего подобного! 50% из них обладают средней квалификацией, а 25% – специальной. Только 25% неквалифицированны, а нам они в основном и нужны», – добавил Поставнин.

В то же время Поставнин указал на явные недоработки законопроекта. «Во-первых, формулировка (о соотечественниках) настолько широкая, что практически выполнить ее не представляется возможным. Она недостаточно четко прописана. Непонятно, как это понимать. Если буквально, то значит поляки, финны, черкесы, которые проживают где угодно и так далее, могут стать гражданами РФ?! Правильно это или нет?» – риторически спросил он.

Во-вторых, неправильным Поставнин счел то, что в законопроекте речь идет исключительно о том, кто находится за границей. «Это вообще ошибка. А люди, которые находятся здесь, которые не получили гражданства по тем или иным причинам? Им что делать? Они являются потомками, русскими, как угодно. Получается, что они должны выехать за границу, чтобы получить гражданство?» – заключил он.

«Не разделяем соотечественников»

Напомним, в 2006 году стартовала Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Воспользовалась ею за все эти годы лишь 81 тысяча человек, хотя изначально предполагалось, что таких будут миллионы. Однако, как отмечают сенаторы – авторы закона, в данном случае речь идет о наших бывших согражданах, большинство из которых осталось в других республиках СНГ, это примерно 25 миллионов человек. «Мы не разделяем соотечественников на какие-то категории: тех, кто попадает под действие госпрограммы переселения, и тех, кто остается за скобками», – сказал Умаханов.

Для получения российского паспорта этим людям, однако, необходимо документально подтвердить гражданство СССР, проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, а потомкам соотечественников – родство по прямой восходящей линии с ними.

Сенатор Джабаров, которого цитировало РИА «Новости», отметил, что упрощенный порядок получения гражданства не будет распространяться на всех бывших граждан СССР.

«Не зная глубины вопроса, многие решили, что мы приглашаем практически всех граждан бывшего Советского Союза стать гражданами России. Это не так. На упрощенный порядок получения гражданства могут рассчитывать именно те соотечественники, к числу которых относятся представители коренных народов, населяющих территорию РФ в ее современных границах», – заявил Джабаров.

С мигрантов снимут «бюрократические цепи»

Соавтор документа, вице-спикер Ильяс Умаханов пояснил газете ВЗГЛЯД, что законопроект, главным образом, призван устранить существующие расхождения между федеральными законами «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» и «О гражданстве РФ».

«В первом декларируется право соотечественников на упрощенный порядок получения гражданства, если они принимают участие в Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению. Однако в то же время ущемляются права тех соотечественников, кто не рассчитывает на помощь государства и самостоятельно решает вопросы переселения. Наши поправки позволяют этим двум группам соотечественников иметь равные возможности получения российского гражданства», – сказал Умаханов.

При этом он назвал ошибочным мнение о том, что законопроект создает «правовую лазейку» и, принимая гражданство России, соотечественники не обязаны отказываться от гражданства другой страны.

«Статьей 62 Конституции РФ предусматривается право иметь двойное гражданство, если заключен соответствующий международный договор или соглашение. Если с конкретной страной нет ратифицированного соглашения о двойном гражданстве, то человек, принимая российское гражданство, в обязательном порядке отказывается от прежнего», – напомнил он.

Также Умаханов не считает, что проект откроет страну для потока мигрантов. «Критерии отнесения к категории «соотечественников» прописаны в первом из названных мной законов, а мы вносим поправки во второй.

«Думаю, что в случае принятия законопроекта нам также не следует ожидать массовой миграции соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Конечно, важно помочь людям вернуться на Родину. В этом плане Госпрограмма выполняет свою функцию, и ее значение возрастает. Вместе с тем неправильно сводить работу с соотечественниками лишь к задачам их переселения и получения российского гражданства. Мы должны сделать все возможное, чтобы наши соотечественники чувствовали себя комфортно в стране проживания, могли сохранять родной язык, культуру и традиции. Для этих людей важна уверенность в том, что «двери Отечества» всегда открыты для них и не будут перегорожены «бюрократическими цепями», – заключил сенатор.

Впрочем, в отличие от вице-спикера, его соавтор Владимир Джабаров в интервью газете ВЗГЛЯД все же признал, что проект нуждается в доработке. Он пообещал, что сенаторы поставят вопрос об уточнении понятия «соотечественник», «чтобы исключить даже намеки на его расширительное толкование».

«Эхо нулевого варианта»

Напомним, что после распада Советского Союза был избран так называемый «нулевой вариант» признания гражданства РФ. Гражданами России признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие в РФ на день вступления нового закона в силу, то есть на 6 февраля 1992 года.

После 2002 года режим как для уроженцев стран СНГ, так и выходцев из дальнего зарубежья в России ужесточился. Чтобы законно находиться на территории России, достаточно было иметь разрешение на работу или временное проживание и регистрацию. Но измененный закон «О гражданстве» уравнял в правах людей, только что прибывших в Россию, и тех, кто живет здесь давно. Теперь они должны были получать вид на жительство. А, стало быть, претендовать позднее на гражданство им становилось гораздо сложнее.

Напомним также, что внесенный тремя сенаторами закон был не первым в ряду аналогичных. Так, в октябре прошлого года депутат Госдумы Константин Затулин внес схожие поправки к закону «О гражданстве РФ», которыми также предлагал наделить гражданством всех соотечественников. Тогда предлагалось для них отменить условия о 5-летнем сроке проживания на территории России и отказе от имеющегося у них иного гражданства, но при документальном подтверждении статуса соотечественника. Но Дума в феврале отклонила законопроект.

Еще один законопроект об установлении упрощенного порядка приема в гражданство в декабре внес сенатор Михаил Капура. Он предлагает, в отличие от Умаханова, Джабарова и Фетисова, отменить для соотечественников не три, а сразу все четыре условия. Он не требовал от соискателя даже представить документы или иные доказательства, подтверждающие статус соотечественника. Поправки тоже прошли согласование в комитетах и рекомендованы к рассмотрению в первом чтении. Именно об этом законопроекте писали некоторые издания, перепутав его с поправками, инициированными тремя сенаторами.

*****

О сути законопроекта, который внесли сенаторы, газете ВЗГЛЯД рассказал один из его соавторов Владимир Джабаров.

ВЗГЛЯД: Владимир Михайлович, законопроект предполагает, что в гражданство России принимаются «соотечественники, являющиеся таковыми в соответствии со статьей 1 ФЗ РФ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Многие критики указали на то, что под понятие «соотечественника» подпадают практически все жители постсоветского пространства. Не могли бы вы конкретизировать, о ком все-таки идет речь?

Владимир Джабаров: Речь идет как раз о соотечественниках, а не обо всех жителях государств постсоветского пространства.

Если внимательно, а не дилетантски, подойти к определению понятия «соотечественник за рубежом», которое изложено в статье 1 закона о соотечественниках, то из него ясно, что это фактически три группы лиц.

Первая – это граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом. Очевидно, что для них поправки в закон о гражданстве не актуальны.

Вторая – это проживающие за рубежом люди, которые принадлежат к народам, исторически проживающим на территории современной Российской Федерации. Это русские, татары, башкиры, удмурты, карелы и так далее.

Третья группа включает в себя лиц, «сделавших свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией». Но одного «свободного выбора», естественно, недостаточно, поэтому данная категория лиц, чтобы считаться соотечественниками, должна обладать двумя важными признаками, а именно: наличием предков, которые проживали на территории, соответствующей современным границам Российской Федерации. Что значит «проживали»? Например, имели штамп в паспорте о прописке. И второй признак – эти предки должны иметь либо гражданство СССР, либо принадлежность к Российской империи. Все это и прописано в статье 1 закона о соотечественниках.

Безусловно, формулировка сложная, в ней есть неточности. Но даже с этими неточностями и оговорками под определение «соотечественник за рубежом» очень трудно записать всех жителей стран ближнего зарубежья.

Но самое главное даже не в этом. Нынешнее определение этого понятия было одобрено Всемирным конгрессом соотечественников в 2009 году. Хочется спросить, а где были критики этой формулировки два года назад, когда принималась новая редакция закона о соотечественниках?

Подчеркну также, что мы будем ставить вопрос об уточнении этого понятия, чтобы исключить даже намеки на его расширительное толкование. Соответствующая законодательная инициатива будет внесена нами в ближайшее время. Поэтому, в любом случае, наша поправка в закон о гражданстве будет увязана с уточнением определения «соотечественник за рубежом».

ВЗГЛЯД: Почему вы решили не предъявлять никаких требований для приема в российское гражданство, в том числе не требовать знания русского языка, наличия законных источников средств к существованию, какого бы то ни было срока проживания на территории России и даже, как отмечают некоторые издания, отказа от гражданства своей страны?

В.Д.: Наш законопроект как раз и предполагает отказ от иностранного гражданства. Здесь они неправы.

Что касается снятия других перечисленных вами условий, то по точно такой же схеме российское гражданство получают участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. То есть подобный прецедент в российском законодательстве уже имеется.

Мы рассматриваем наш законопроект в качестве важнейшего шага, направленного на реализацию гуманитарных и политических обязательств перед соотечественниками, которые не по своей воле и не по своей вине оказались иностранцами по отношению к исторической родине. В 1991 году Россия от них ушла. Они имеют безусловное право на гражданство просто по факту своего происхождения. Мы эти бюрократические условия и снимаем.

Более того, если мы говорим о соотечественниках (а это в подавляющем своем большинстве русские), то они и так знают русский язык. Поэтому снимается условие по сдаче экзамена на знание русского языка.

Мы также полагаем, что у соотечественников – жителей государств ближнего зарубежья должна быть возможность оформить российское гражданство в стране проживания. Это вполне логично, потому что сейчас такая возможность существенно ограничена.

«Откровенная русофобия»

ВЗГЛЯД: Сколько соотечественников, по вашим расчетам, будет принято в российское гражданство и в какой перспективе по времени?

В.Д.: Сразу уточню: мы не говорим о том, что эти люди в один момент пойдут получать гражданство и после этого мгновенно бросят все и поедут в Россию. Это не так. Лавинообразный исход соотечественников из стран ближнего зарубежья был в начале 1990-х годов, он давно закончился. Сейчас мы имеем достаточно стабильную ситуацию. В ближнем зарубежье сегодня проживают не менее 15 миллионов соотечественников. Все одновременно, конечно, они не поедут, так как в разных странах у них разное положение.

К слову, в 2011 году по заказу МИД России было проведено исследование миграционных настроений российских соотечественников. Так вот, 52% русских и русскоязычных жителей ближнего зарубежья в той или иной степени рассматривают или не исключают возможность переселения в Россию. На то есть вполне объективные предпосылки, связанные с этнократическими тенденциями в ряде государств, политикой откровенной русофобии или просто низким уровнем жизни и социально-экономического развития.

ВЗГЛЯД: В каких бывших союзных республиках вы ожидаете наибольший интерес к этой инициативе? Что заставит этих людей переселяться в Россию или хотя бы укреплять свои связи с ней?

В.Д.: Если судить по статистике Государственной программы переселения соотечественников, то сегодня наибольший исход мы наблюдаем из республик Центральной Азии, Молдавии и Украины. О причинах я уже сказал. Добавлю только, что перечисленные мною социально-экономические, политические и идеологические причины, которые заставляют соотечественников думать о переезде в Россию, имеют, к сожалению, тенденцию к разрастанию. Мы были удивлены, например, тем, что треть всех переселенцев по Госпрограмме прибыла из Казахстана. 20% приехали из Узбекистана. Эти цифры с социологической точки зрения заставляют делать определенные выводы. Но самое главное: те 100 тысяч соотечественников, которые уже приехали в Россию по Госпрограмме, – это только вершина айсберга. До сих пор нет достоверной статистики, а сколько же наших соплеменников переехало за все время в Россию самостоятельно. А ведь они едут, каким-то образом устраиваются в России. Но российского гражданства ждут по пять-семь лет.

«Общий случай реализации права на воссоединение»

ВЗГЛЯД: Как известно, в сентябре президентом была подписана новая редакция Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. В пояснительной записке к вашим поправкам говорится, что при всех положительных аспектах Госпрограммы она не полностью реализует права соотечественников на воссоединение с исторической родиной. Почему? Надо ли с принятием поправок постепенно вообще отказаться от программы?

В.Д.: Во-первых, новая редакция Госпрограммы вступит в силу только 1 января 2013 года. При этом региональные программы переселения в тех 40 субъектах Российской Федерации, где они реализуются, завершат свое действие 31 декабря 2012 года. И там может возникнуть временной люфт между прекращением работы старых региональных программ и принятием новых в соответствии с обновленной редакцией «федеральной» Госпрограммы. Этот люфт может составить как месяц, так и полгода. И в этот период приема переселенцев просто не будет. Это очень важный момент для понимания ситуации.

Во-вторых, не все соотечественники готовы переселяться в Россию по Государственной программе переселения. Среди соотечественников есть много состоявшихся и самостоятельных людей, которым не нужны социальные условия, предоставляемые Государственной программой. Им просто нужно гражданство. Есть и те, кто не могут стать участниками этой программы, потому что она распространяет свое действие не на все регионы России.

От этой программы, конечно же, отказываться не надо. Ее надо совершенствовать. Почему она не полностью реализует права соотечественников на воссоединение с исторической родиной? Именно потому, что не все из них готовы и могут принять в ней участие. Эту программу мы рассматриваем как частный случай реализации права на воссоединение. А общего случая в законодательстве не установлено. Мы этот общий случай и пытаемся прописать в нашей поправке в закон о гражданстве.

ВЗГЛЯД: Сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, который готовил аналитическую записку к поправкам, заявил «Известиям», что «они могут привести к катастрофическим последствиям», в том числе к резкому повышению уровня преступности и коррупции в России». Но самой главной проблемой политолог считает взрывоопасный рост ксенофобии и возможные столкновения на межнациональной почве. На ваш взгляд, он сгущает краски?

В.Д.: К сожалению, господин политолог даже не понял, о чем вообще идет речь. Как и многие критики законопроекта.

Мы бы могли ему посоветовать написать аналитическую записку, как впредь избегать ситуаций, подобных той, которая сложилась с русской семьей, продавшей жилье в Ташкенте и самостоятельно переехавшей в Кировскую область. Где она не смогла оформить ни вида на жительство, ни гражданства, и в результате в мае этого года ее депортировали обратно в Узбекистан с запретом на въезд в Россию в течение пяти лет.

Или по ситуации, когда советской олимпийской чемпионке 1980 года отказывают в российском гражданстве по причине недостаточности заслуг перед Россией.

Не надо путать «классическую» трудовую миграцию, которую многие критикуют в том числе и потому, что она способствует росту межнациональной напряженности, и переселение в Россию соотечественников.

Если речь идет о нелегальных трудовых мигрантах, то они, как правило, не являются нашими соотечественниками, поэтому и претендовать на российское гражданство не могут. А если они на каких-то основаниях сегодня получают российское гражданство, то, если эти основания «липовые», нужно применять Уголовный кодекс. Здесь нужно создавать механизмы общественного контроля и бороться с коррупцией. А также вводить четкие, научно обоснованные критерии подсчета потребности в иностранной рабочей силе. Я не исключаю, что если эти критерии разработать и применить, то мы можем вообще прийти к тому, что никакой потребности в столь массовой внешней трудовой миграции у нас не будет. Можно будет ограничиваться только соотечественниками.

Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем озабоченность общества. Я считаю, что столь бурная дискуссия, которая в последние недели развернулась, поможет найти выверенное решение этой проблемы. После внесения законопроекта ко мне на электронную почту стало приходить много писем от соотечественников, в которых они выражают поддержку нашей инициативы. Это говорит о том, что проблема реально существует, что люди регулярно с ней сталкиваются. Государство должно обратить на это внимание – лучше поздно, чем никогда.

(От редакции портала russkie.org - в тексте указаны устаревшие данные о количестве соотечественников, переселившихся в Россию по Госпрограмме - в настоящее время это уже более 100 000 человек. Завтра в Совете Федерации планируется продолжить обсуждение законопроекта).

Анна Аналбаева

Russkie.org

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе