Ребрендинг России

Муром становится всероссийским центром любви, семьи и верности - такова по крайней мере тенденция.

   Подобные попытки расцветить Россию, придать ее почти неотличимым срединным городам индивидуальность делались и раньше - всегда неуклюже. Причем успех начинания зависел исключительно от количества денег, вложенных в рекламу проекта. Акцент делался на адаптированную мифологию: идея превратить Великий Устюг в родной город Деда Мороза не худшая, хотя Деда Мороза выдумали в 1930-х, когда реабилитировали елки. Правда, добираться до Устюга по-прежнему неудобно, но Почта Деда Мороза хороша уже тем, что стимулирует детей сочинять стишки о заветных желаниях.


   Более серьезные попытки - инициативы Гельмана в Перми и Твери: пермские мастера культуры приняли Гельмана крайне враждебно, но нельзя отрицать, что сама эта свара местных с приглашенными значительно оживила уральский культурный пейзаж. Не думаю, что Пермь стала культурной столицей, - она, скорей, пока символ попыток переместить центр современного искусства из Москвы в провинцию, которой, в общем, терять нечего. Тем не менее нельзя не признать, что пермский проект состоялся - хотя бы как дискуссионная площадка и столица поэтической самодеятельности. Теперь при слове "Пермь" рядовой россиянин вспоминает не только полувнятные предания и пожар в "Хромой лошади", но и так называемую культурную инициативу. Что из этого получится - пока неясно, ясно лишь, что российская провинциальная культура далеко еще не согласилась с участью всей местной провинции и не готова исчезнуть за нерентабельностью. В Твери все только еще начинается, но автомобильный номер региона - 69 - обещает замечательные пиаровские возможности.

   Что касается Мурома, основа его имиджа, простите за такое слово, - "Повесть о Петре и Февронии Муромских", русском символе супружеской верности, и здесь возможности для раскрутки, еще раз простите за выражение, уже серьезные. Проблема в том, что мы практически не знаем и не понимаем механизмов русской святости, весьма отличных от православного канона вообще; российская культура, религия, философия - все это развивалось в строгой тайне от официальной власти, в том числе и церковной. Отсюда обилие сект и мания побега в глушь. Петр и Феврония Муромские - специфически русская история любви, в которой главное не страсть, не взаимная даже привязанность, а удивительная кротость, верность, простительное лукавство, умиление, долготерпение, жертвенность, словом, весь тот набор трогательных качеств, которым традиционно отличается именно русский женский характер. Тут и вера в то, что все исправится, надо только терпеть, не унывать да поддерживать друг друга; и вера во всесилие хлебной закваски и баньки; и твердое понимание, что ни один мужчина не выдержит здешней жизни, усомнится и переломится, а женщина выдержит все и еще будет ему опорой; и вообще много всякого, вплоть до полного отсутствия романтизма и большого количест-ва сентиментальности. Я все это очень люблю, "Повесть о Петре и Февронии" считаю самым интимным и вместе с тем жизнерадостным памятником древнерусской литературы, и у Мурома, пожалуй, - при отсутствии назойливой рекламной кампании и наличии хоть минимального интереса к собственному прошлому - есть шанс перепозиционироваться, простите в третий раз. Почему? Потому что в самой идее сделать Муром городом верности и союзничества, того особого супружеского взаимопонимания, которое несравнимо выше любых взаимных влечений, есть опора на базовые русские ценности, не идеологические, а поведенческие. Мудрая девица Феврония с ее незлобивыми насмешками, внезапными провидениями будущего и способностью оживлять обломанные деревца - как раз и есть русская душа в самом чистом виде, та чистая основа, о которой понятия не имеют идеологи громоблещущего патриотизма, державности, имперскости и пр. Кто поедет в Муром? Супруги, уставшие друг от друга и чувствующие необходимость начать сначала; молодожены, понимающие, что жизнь их в нынешней России будет не слишком радужной и надо уметь ко многому притерпеваться, многое выносить и на многое плевать; вообще поедут те, для кого супружество - это не только "лицом к лицу" или "грудь с грудью", но и плечом к плечу. Это в перспективе может стать поинтересней Вероны с культом Джульетты.


Дмитрий Быков


Профиль


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе