«Изгнанник и патриот…» К 140-летию И. Ильина

Зло многовидно, зверовидно, не слишком определяемо в смысле формы; сопротивляться ему: но – не по Толстому, иначе: сопротивляться насилием…

Так, противостоя грандиозному графу, предлагал Ильин: критикуя и анализируя, даже и разбирая, почтение демонстрировал – однако, не согласен был в корне, полагая, что только насилием и можно вырвать корень зла, чей сок впитывают все, практически все.
Толстой предлагал только любовь – мерою сопротивления; Ильин, в противовес, хорошо разделил активное сопротивление на подвиды: психическое, физическое, понуждение и принуждение…
Реестр.
Сильно связано с реальностью, менее с мистикой – к которой Ильин вообще-то тяготел: «Поющее сердце» свидетельствует об этом.
Созерцания обретают звук: тихий и задумчивый, сильный, таящий свой код русской природы; созерцания, обретая плод слов, переходит словно из сердца в сердце…
Песня книги тиха и сильна: и не верится, что автор оной предлагал ратоборствовать зло именно насилием.
Он исследовал «Основы христианской культуры», констатируя оскудение живой веры, и ища причины сего.
…вновь звучит – в параллель тихим песням созерцания – реализм сопротивления злу: именно насилием: обоснованным, не нуждающимся в выкриках: мир ужасен.
Сделать лучше – таким сопротивлением злу: ведь он действительно ужасен.
…Ильин тосковал о России – в эмиграции: видя духовную зарю, уповая на неё…
Он пропитан был русской субстанцией: Бого-поиска, необыкновенного стремления в высоту, счастьем тихого созерцания: многим: что и делает его работы близкими стольким последовавшим людям…

Автор
Александр Балтин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе