Иван Ильин – идеолог современной России?

Исполнилось 132 года со дня рождения русского философа Ивана Ильина.
Как известно, классики – это писатели, которых все знают и любят, но никто не читает. Вы спросите – почему? Часто это связано с тем, что многие из них со временем становятся нечитабельны – из-за архаичности стиля и неактуальности поднимаемых тем. 
Многие ли сегодня полностью прочли две тысячи страниц знаменитого «Дон Кихота» Сервантеса? Или произведения русских классиков XVIII века – Тредиаковского, Державина, Княжнина?

Всё это относится и к заметной фигуре белой эмиграции – философу Ивану Ильину, чьи идеи с некоторых пор возводятся нашими идеологами до уровня «духовных основ будущей России». Активным проповедником идей Ильина выступает и известный режиссёр, ратующий за восстановление «России, которую мы потеряли». То есть – той отсталой, аграрной страны, которая экспортировала зерно в Европу за счёт жестокого угнетения населения, с самой высокой рождаемостью и самой высокой смертностью в Европе начала ХХ века. Государства, в котором 2–3 процента населения купались в роскоши, а остальные едва сводили концы с концами.

К сожалению, читающей публике Ильин известен главным образом лишь по группе статей под общим названием «Что сулит миру расчленение России», где автор правильно обосновал, что результатом этой катастрофы станет превращение 1/6 части суши в гигантские евроазиатские Балканы. Интересна и другая работа Ильина – «Россия как живой организм». Но нельзя судить об этом авторе лишь по двум-трём работам – нужно внимательно изучать всё его творческое наследие и жизненный путь!

Иван Ильин, высланный из России в 1922-м на знаменитом «философском пароходе», стал за границей идеологом Российского общевоинского союза (далее – РОВС). Это крайне правое движение создал барон Врангель для борьбы с Советской Россией любыми средствами, в том числе и с помощью иностранных держав. Неудивительно, что иностранные разведки активно использовали РОВС в своих целях. За два месяца до начала Великой Отечественной войны глава организации, близкий друг Ильина генерал фон Лампе прямо обратился к германскому фельдмаршалу фон Браухичу с предложением о помощи в грядущей войне против СССР. И в годы Великой Отечественной многие члены РОВС участвовали в боевых действиях против нашей страны.

Найдутся и те, кто возразит автору: «Но ведь Ильин любил Россию, это же очевидно из его произведений»! Да, он любил Россию, но… издалека. Сначала – из нацистского Берлина, потом – из швейцарского местечка Цолликон. При этом какую именно Россию он любил? Ту самую отсталую аграрную державу, реалии которой мы уже описали. Не забывайте – русские эмигранты в основном судили по себе о том, как жила Россия в 1913-м. А большинство из них принадлежали к элите.

При прочтении трудов Ильина складывается впечатление, что российские реалии он воспринимал только через призму мировоззрения своих единомышленников по РОВС. А ведь даже поверхностный анализ трудов философа показывает некритический подход к реальности по принципу: «Видим только то, что хотим». Так, о дореволюционной России Ильин писал, что «в стране был расцвет образования» и «была первоклассная дипломатия».

Но на самом деле грамотность православного населения в России в 1913-м составляла 27 процентов – по этому показателю страна уступала не только всей Европе, но даже Тибету и Монголии (более 32 процентов грамотных). А «первоклассная дипломатия» не смогла предвидеть Русско-японской войны 1904–1905 годов и втянула Россию в совершенно ненужную ей Первую мировую. И такие натяжки, передёргивания и прямые фальсификации можно в избытке найти практически во всех его работах.

В 1940-е годы Ильин открыто возмущался тому, что «Черчилль и Рузвельт сдали СССР Восточную Европу, Монголию, Маньчжурию и Китай», называя это «крупным просчётом западных держав». А присоединённые по итогам войны Печенгу, Кёнигсберг, Южный Сахалин, Закарпатье и Курилы называл «аннексированными территориями». По Ильину получается, что СССР должен был лечь костьми, сражаясь против Гитлера, а взамен не получить ничего. Хорошим же он был «патриотом» России! И этого персонажа различные «бесогоны» сегодня пытаются навязать нам в качестве идеолога современной России, хотят ставить ему памятники! Нет, всё же классиков надо не только любить, но и читать. Надеюсь, вы сами откроете произведения Ильина и поймёте, как он на самом деле относился к своей Родине.

// Кирилл Котков, писатель, публицист
Автор
// Кирилл Котков, писатель, публицист
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе