Доводы, предписывающие России выступать на зимних играх под белым флагом, т. е. сделать чистый “хенде хох”, удивляют своей вымученностью.
Разговоры про то, что Россию надобно в триумфальном шествии провести под ярмом, как то велит римский обычай, велись еще в 2016 г. во время игр в Рио-де-Жанейро. На придумывание чего-нибудь убедительного было полтора года, но так ничего не придумалось.
Аргумент касательно Барселоны (в 1992 г. на XXV летних играх команды СНГ выступали под единым олимпийским флагом) никак не идет к нынешнему делу, поскольку в 1992 г. команду России, Украины, Узбекистана, Армении etc. никто ни в чем не обвинял. Временное (до 1993 г.) решение насчет единой команды СНГ было чисто техническим – с распада СССР прошло всего полгода, и просто не было времени все правильно организовать.
Причем в той же Барселоне было выступление под белым флагом действительно наказанных. Югославии, обвиненной в военных преступлениях, доступ на игры был закрыт, но отдельные спортсмены могли участвовать на индивидуальной основе.
То ли у апологетов “хенде хох” познания в олимпийской истории совсем умеренные, то ли югославский пример не очень годится. Одно дело – ужасы гражданской войны, другое дело – ужасы атлетической мочи. Тяжесть того и другого несоразмерна, и поэтому лучше промолчать.
Довод, согласно которому барон де Кубертэн видел игры, как состязание индивидов, а не стран, кроме того что барон видел все время по-разному, ничтожен уже потому, что все страны, участвующие в играх – от Китая и США до Панамы и Буркина Фасо – делают это под своим национальным флагом, совершенно пренебрегая учением барона. Если это учение решено возродить, то все должны быть без флага и гимна, а Россия без флага, тогда как остальные с флагом – это уже не Олимпийская хартия – как бы ее ни толковать, но сапоги всмятку.
Обещание же бывшего председателя ОКР, а теперь председателя непонятно чего А. Д. Жукова, что если все будет хорошо (а если не будет?), то в виде особой милости российским спортсменам разрешат при закрытии игр все-таки пройти со своим флагом, проходит по разряду окончательного неприличия. Флаг либо есть, либо его нет, он запрещен. А то ли запрещен, то ли разрешен – во сне мы, что ли, разговариваем?
Понятно, что положение А. Д. Жукова не из легких, но удалиться от дел и запереться у себя в дому, чтобы никого не видеть – это не грех, а всего лишь проявление стыда перед собой.
Все мы не святые и даже сильно не святые, но флаг родины для человека, считающего себя ее гражданином (к гражданам мира, а равно к гражданам Лондона, это, конечно, не относится), – это святое, и торг здесь неуместен.
Причем отношение к властям своей страны, а равно и внутреннее эстетическое отношение к государственным инсигниям может быть каким угодно. Например, человеку может не нравиться михалковский гимн. Но к автоматической гражданской реакции на официальные государственные символы это не имеет никакого отношения. Флаг есть флаг, гимн есть гимн и вариантов здесь нет никаких. Всякие речи про то, что, конечно, я предан российскому флагу, но ради МОК и ВАДА я вынужден мужественно подавить веления своего сердца – это разговоры в пользу бедных.
Буквально в тех же местах, где в начале 2018 г. России предложено выступить с белым флагом капитуляции, 114 лет назад, в начале 1904 г. крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” получили от японского командования точно такое же предложение, но реакция на него была несколько другой. Русские моряки предпочли вступить в обреченный бой со всей японской эскадрой –
“Там, среди Желтого моря,
Вьется андреевский стяг, –
Бьется с неравною силой
Гордый красавец «Варяг».
Пенится бурное море,
Волны сердито шумят;
С вражьих судов-великанов
Выстрелы чаще гремят.
Реже с «Варяга» несется
Ворогу грозный ответ…
«Чайки! снесите отчизне
Русских героев привет…
Миру всему передайте,
Чайки, печальную весть:
В битве врагу мы не сдались –
Пали за русскую честь!..
Мы пред врагом не спустили
Славный андреевский флаг,
Нет! мы взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг»!”.
Сегодня спортсмены и чиновники, которым отнюдь не грозит гибель в неравном бою – а только бытовые неудобства и потеря доходов – охотно готовы спустить русский флаг перед Макларенами и Родченковыми.
Век нынешний и век минувший – свежо предание, а верится с трудом.
Если и общество проглотит ту жабу, которая ему предложена нашими партнерами – значит мы заслужили все дальнейшее. А это дальнейшее будет совсем неприятным.