Единорусы

КРО вливается в «Народный фронт», а люди все равно хотят голосовать за националистов. Что происходит в России с национальной идеей? Материалы Павла Шеремета, Владимира Тихомирова


От съезда Конгресса русских общин ждали сенсации, но записные русские националисты, покритиковав власть, проголосовали за место под ее же теплым крылом — в "Общероссийском народном фронте". Вывод очевиден: в предвыборный сезон националистическую площадку "Единая Россия" и ее лидер не отдадут никому


Съезд организации "Родина — Конгресс русских общин"  в гостинице "Славянская" напоминал собрание ветеранов Белого движения где-нибудь в предместье Парижа. На сцене — икона Богородицы, у флага в почетном карауле застыли два казака Кубанского войска. Огромный знак партии, исполненный в цветах российского имперского флага. Солидно и чинно, но не воодушевляет. В зале довольно унылая атмосфера. Все разговоры о былых победах, великой миссии, предательстве и незаслуженных поражениях. И споры о том, возродится ли КРО или это лишь чья-то политическая игра накануне очередных парламентских и президентских выборов.


— Раньше мы собирались в каком-то занюханном зале в Измайлове, а сейчас — центр Москвы. Посмотрите, сколько прессы — Первый канал, второй, НТВ. Буфет опять же солидный,— озирается вокруг бывалый борец за русское счастье, представитель КРО из Подмосковья.


— Да раньше тут был бы бой, а не съезд. Искры бы летели в разные стороны. А сейчас что? — не соглашается товарищ по партии, гость съезда.


Здесь "гостей" было ровно в два раза больше, чем "делегатов". КРО фактически перестал существовать в 2008 году, когда Дмитрия Рогозина назначили представителем России в штаб-квартире НАТО. Даже сайт партии не обновлялся с того времени. Активисты "Родины — КРО" разбрелись по разным партиям, кто-то пытался создать "Великую Россию", кто-то вообще отошел от дел. Поэтому на каждого из 109 официальных делегатов съезда "Родины — Конгресса русских" общин приходится по два гостя. Например, посмотреть на съезд пришли представитель Русского общественного движения Константин Крылов и его заместитель, бывший член правления запрещенного ДПНИ Владимир Тор.


Присутствовали на съезде заместитель начальника управления администрации президента по внутренней политике Радий Хабиров и заместитель секретаря президиума генсовета "Единой России" Юрий Шувалов.


"Гость" на съезде и сам Дмитрий Рогозин, лидер партии. Он чтит законы Российской Федерации и как государственный служащий не может быть делегатом съезда. Так, по крайней мере, он сам объяснил свой статус.


Однако эта бюрократическая казуистика никого не вводила в заблуждение. Рогозин — лидер, вокруг него все и крутилось.


Начался съезд с демонстрации 20-минутного документального фильма об истории создания общественной организации, а также роли Дмитрия Рогозина в современной российской истории. Идея фильма принадлежала супруге Рогозина, Татьяне. Об этом она призналась "Огоньку". Смонтировали кино две женщины из небольшой частной студии. Текст — это фрагменты из книги Рогозина "Ястребы мира". От автора читал лично автор.


В кратком пересказе содержание фильма сводится к тому, что Борис Ельцин — "царь Борис", как он был назван несколько раз — постоянно что-то нехорошее замышлял и делал, а Дмитрию Рогозину и КРО приходилось все это если не исправлять, то хотя бы вмешиваться. Правозащитник Ковалев — чуть ли не пособник чеченских террористов, Чубайс — враг русского народа. Про окаянные 1990-е в фильме сказано много и подробно, нулевые прошли как-то скомканно. Про Путина — только в превосходной степени: "Этот ястреб нам откровенно нравился". Похоже, нравится до сих пор, потому что и в своем выступлении после киносеанса Дмитрий Рогозин несколько раз вспоминал Владимира Путина и призвал своих соратников поддержать премьера и его партию.


В конце фильма Дмитрий Рогозин неожиданно запел про родное небо и про то, что "пора из холодных дождей возвращаться домой". При этом в кадре он крутил баранку автомобиля и явно катился по российскому бездорожью. В финале на экран вывели огромные титры "КРО возвращается на Родину". Получилось пафосно и духоподъемно. Правда, как выяснилось чуть позже, не совсем верно. Сам Рогозин пока на Родину не возвращается: остается трудиться в Брюсселе в ожидании интересных предложений от власти, с которой, похоже, о многом успел договориться.


После кино Рогозин выступал на сцене живьем. Говорил без бумажки. Все услышали привычный набор тезисов: настало время объединять весь русский мир, российские мегаполисы "нужно превратить в центры диктатуры русской культуры". Этот тезис докладчик проиллюстрировал весьма эмоционально: "Друзья мои, расправьте плечи! — воззвал к аудитории Рогозин.— Мы не позволим превращать наши города в медвежьи углы, аулы и кишлаки... Мой прапрадед был предпоследним царским полицмейстером Москвы, представляю, какой приказ он отдал бы своим жандармам и казакам, увидев то, во что мы позволили превратить столицу...Несложно понять, чего мы хотим: вы не режете баранов на наших улицах, а мы у вас не торгуем семечками. Вот бытовая формула нашего межнационального общежития..."


После апелляции к славному прадеду, жандармам и казакам участники мероприятия, до того явно приунывшие от пространных политологических рассуждений о самости русского мира, заметно оживились. Причин для оживления было как минимум две. Во-первых, сидящие в зале быстро представили, какой именно отдал бы приказ полицмейстер правоохранительным органам империи, и это всех взбодрило. Во-вторых, стало очевидно, что за "бытовой формулой" про баранов и семечки неизбежно должна была последовать политическая, и это сильно интриговало. Докладчик томительную паузу, впрочем, долго не держал — политическая формула вскоре последовала, причем достаточно откровенная.


— Хватит ворчать и травить себя желчью, надо перейти к практической интеграции патриотов во власть,— огласил установочную часть Рогозин.— Призываю патриотов исключить экстремизм как метод достижения цели, но давление, которое мы должны оказывать на формирование власти и общественного мнения, должно быть постоянным, ровным и мощным... Не стоит класть наших людей под прокурорские пулеметы... Следует повсеместно привлекать в наши ряды представителей власти, формировать влиятельнейшее русское лобби в руководстве страны.


Притихший в начале этого пассажа зал в конце абзаца взорвался аплодисментами. У многих мелькнула догадка: патриотическое сиротство заканчивается — "цивилизованный национализм" с властью договорился. Впрочем, эта догадка требовала подтверждения, и оно из уст Рогозина тут же поступило. "Это тот случай, когда все средства хороши,— заявил он.— Хватит мерзнуть на "русских маршах"! Пора перебираться в кабинеты, где принимаются стратегические решения о будущем страны, интегрироваться во власть".


Дальше докладчик назвал КРО твердым кристаллом, вокруг которого во власти должны собираться патриоты. Сказал о том, что в выборе политических партнеров следует быть исключительно прагматиками. И, наконец, поставил финальную точку в композиции: "Этот выбор — Путин". И соответственно созданный под него "Общероссийский народный фронт".


Отдельно для тугодумов и особо упертых соратников по националистической песочнице в речь Рогозина была вставлена и такая фраза: "Я хочу поддержать Владимира Владимировича Путина еще и потому, что в ближайшем будущем смена команды, выработавшей свой ресурс, неизбежна, и я хочу, чтобы наше движение наконец-то стало кадровым резервом руководства страны и неиссякаемым ресурсом возрождения России. И не скрою, я также надеюсь, что партнерский договор с парламентским большинством даст вам больше шансов влиять на его решения, первым из которых должно быть снятие табу с регистрации русских патриотических движений".


После этого прозвучало несколько лаконичных слов о себе: "Я не иду ни по одному списку в Госдуму...рыпаться не буду". Согласитесь, после изложенной концепции вхождения КРО во власть это следует понимать однозначно: дальнейшие персональные перспективы Рогозина согласованы, он просто ждет нового назначения. Каким оно будет и когда случится — на данный текущий момент неважно. Главное, ресурс учтен и задействован. Стоит отметить разве что один момент: за все время выступления на съезде, да и потом — в кулуарах — Рогозин так ни разу и не вспомнил Дмитрия Медведева.


Все выступавшие после Рогозина (даже те, кто критиковал нынешнюю политическую систему) ничем приметным не отличились. Разве что экс-депутат Госдумы Андрей Савельев, который заявил, что не может переступить через себя и поддержать Путина: "Я не доверяю ни Путину, ни Медведеву". По словам Савельева, можно переступить через себя, только затыкая нос и закрывая уши. Соратникам, которые пойдут на коалицию с "Единой Россией", Савельев посоветовал "скрепить зубы".


Скрепить зубы, как выяснилось, готовы практически все. Наиболее ярко об этом говорил "гость" из Люберец, бывший руководитель Люберецкого отделения КРО Михаил Гумен.


"Если ты в оппозиции власти и никогда не меняешь своих взглядов, ты никогда не победишь на выборах. Моя партия — это Рогозин, я верил ему тогда и верю сейчас. Наш единственный шанс — это ОНФ",— сказал он и прочитал в конце стихи о том, что русские все равно "не должны бояться, должны молиться, надевать доспехи и подниматься на подвиг"...


Это не был съезд победителей. Это был съезд коллаборационистов, которые искренне ругают победившую и подчинившую их власть, но признают необходимость сотрудничества с ней. Проголосовали 92 голосами против 15 за вступление в "Общероссийский народный фронт".

 

Сентябрьские тезисы

Прямая речь

На съезде КРО Дмитрий Рогозин призвал сторонников влиться в путинский "Общероссийский народный фронт". С какой программой? Об этом он рассказал двумя неделями раньше, на форуме в Ярославле. "Огонек" составил его дайджест


"Бесконтрольная иммиграция влечет за собой значительный рост напряженности в крупных российских городах, бросая вызов социальной и политической стабильности в стране... В России некоторые иммигрантские группы, безусловно, являются привилегированными. Они имеют преференции в бизнесе, формируют разветвленные и влиятельные этнические сети, в рамках криминального "распределения труда" контролируют целые сектора торговли и сферы услуг, оказывают организованное давление на власть и правосудие... Главная линия напряженности в современной России проходит внутри самого российского общества: между этническими группами с Северного Кавказа и русскими... Еще с ельцинских времен формальный и фактический статус отдельных национальных республик выше, чем собственно русских регионов. Эти республики имеют определенные преференции и льготы... Преступные элементы, в том числе и с опытом участия в бандформированиях, формируют значительную часть наиболее жестоких и циничных криминальных группировок... Исторический выбор следующий: либо периферия подчинит центр и варваризует его, либо центр модернизирует периферию... Любые "привилегированные меньшинства", не важно, идет ли речь о привилегированных территориях, этнических группах или кланах, абсолютно неприемлемы... Необходима "ренационализация" русского народа, восстановление в нем инстинкта народа-государственника..."

 

"Нас это не касается"

Мнение

Дмитрий Демушкин, лидер запрещенного "Славянского союза"


Я всегда считал, что Дмитрий Олегович — человек Путина, это чиновник Путина. Хотя я к Рогозину отношусь нормально, но на самом деле никакого влияния на среду националистическую, радикальную ее часть он никогда не имел. А если он в этой среде никогда не был, нас это никак и не касается соответственно. Он на улице не провел ни одной акции. Он выступал последний раз на моем митинге в 2006 году, и это было так: он приехал, поздоровался, сел в кафе, наблюдал, соберутся ли люди, смотрел, не придет ли милиция, и только потом вышел и выступил. Он, конечно, может побороться немного за электорат Жириновского, за тех, которые на слово "русский" откликаются и голосуют. Я смотрел список Жириновского, там тоже есть молодые националисты. Ну, внесут они его в Думу, а что она в России сейчас решает?!


Павел Шеремет


Огонек


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе