Бронепоезд на запасном пути

Минобороны России в ближайшем будущем собирается отказаться от использования бронепоездов


Минобороны России в ближайшем будущем собирается отказаться от использования бронепоездов, находящихся в подразделениях Железнодорожных войск, базирующихся в Южном военном округе. По информации штаба войск, стоящие на вооружении спецпоезда «Байкал» и «Амур» планируется отправить на консервацию, а экипажи расформировать. В Минобороны России считают, что после завершения в 2008 году активной фазы контртеррористической операции в Чечне сейчас нецелесообразно использовать специальные поезда.


В начале 90-х годов российской армии от советской военной мощи досталось четыре бронепоезда – «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Как рассказывают железнодорожники, еще в начале 50-х годов были построены несколько бронепоездов для войны с Китаем и направлены на Дальний Восток. Но войны удалось избежать, и на долгие годы о существовании ретропоездов забыли. Вспомнили об их существовании спустя почти полвека, в начале 1995 года, во время первой чеченской войны. Тогда два раритетных поезда были переправлены с Дальнего Востока на Северный Кавказ.


Тогда специалисты решили создать на основе двух старых бронепоездов четыре современных спецпоезда – «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». За основу взяли старые броневагоны, выдерживающие попадание 30-мм снаряда. В башнях броневагонов установили современное вооружение – автоматический гранатомет и крупнокалиберный пулемет. Кроме того, в состав поездов входит обычный плацкартный вагон. Он приспособлен под казарму на колесах. В купе, где живут солдаты-контрактники и офицеры, телевизор с видеомагнитофоном. В товарном вагоне оборудована столовая.


В центре состава между локомотивом и броневагоном находится платформа, на которой установлен танк Т-60. В соседнем вагоне установлена система радиоэлектронного блокирования, что позволяет блокировать взрыв радиоуправляемого взрывного устройства или оснащенного электронным взрывателем заложенного на железнодорожном пути.


До последнего времени именно бронепоезда сопровождали пассажирские и грузовые составы по территории Чечни, чтоб избежать их подрыва боевиками. Когда подрывники находили фугас под рельсами, его, как правило, взрывали на безопасном для поезда расстоянии, а поврежденный участок меняли на новый. Ведь в состав каждого спецпоезда входила и ремонтная бригада, солдаты которой в считанные часы могли восстановить участки разрушенного пути.


Особенно активно бронепоезда использовали на участке станция Ханкала (Чечня) – Моздок (Северная Осетия) с 2002 по 2008 годы. После того как в августе 2002 года в Ханкале боевики сбили вертолет Ми-26, перевозивший 160 человек, из которых в живых остались 11 человек, перевозки военных по воздуху были запрещены. Тогда военных стали перевозить железнодорожными составами, которые сопровождали спецпоезда.


За годы использования на Северокавказской железной дороге бронепоезда железнодорожных войск перевезли десятки тысяч солдат и офицеров, сопроводили сотни составов с боеприпасами и бронетехникой, на которые террористы готовили нападения с целью их захвата или подрыва.


В 2008 году, после завершения контртеррористической операции в Чечне, количество бронепоездов сократили. Вместо четырех составов в Южном военном округе на боевом дежурстве остались только два – «Байкал» и «Амур», да и те сейчас находятся в ремонте.


В Железнодорожных войсках надеются, что после того, как бронепоезда уйдут в историю, не забудутся имена военных железнодорожников, которые под пулями террористов выполняли свой воинский долг, восстанавливая сотни километров железнодорожных путей и разрушенные мосты.


Александр Раскин


Эксперт


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе