15.V–21.V

Поэт-пророк Энтелис. – Грызловские инновации. – «Худый обычай у едров бывает». – «Козлиный глас навек умолк». – Не хвались, идучи на рать. – Зрелая партийность строгого режима. – Чувств изнеженных отрада. – Речь о хрене и бланманже. – Премьер и гимнософисты. – La Russie rit plus.

Необходимым условием для успеха модернизации-инновации должна быть широчайшая массовость этого дела. Не случайно в ходе инновационного приступа, имевшего место при Н.С. Хрущеве, свежепостроенный проезд на юго-западе Москвы назвали улицей Новаторов, подчеркивая тем самым массовидность движения. Не какой-нибудь один наш советский Эдисон (или даже наш советский Петрик), но тьмы, и тьмы, и тьмы Платонов и Невтонов – только сим победиши. См. аналогичный опыт народного Китая, где в те же самые времена китайские Бессемеры и Мартены выплавляли чугуний в каждой фанзе и только что блюминги со слябингами там не воздвигали – чем и был обеспечен большой скачок.


При этом в инновации-модернизации активное участие должны принимать также и рукводящие работники. В ходе очередной инновации, в 1985 году, газета «Правда» опубликовала карикатуру, изображающую, как солидный мужчина начальственного вида у себя в кабинете предстает в образе человека-оркестра, то есть всеми своими членами играет на различных музыкальных инструментах. Смысл столь причудливого образа разъяснялся стихами поэта-правдиста Ник. Энтелиса «Кричит о перестройке бюрократ, // Но ускорению трепач-трубач не рад. // Таких снимаем нынче мы с поста. // Другое время, музыка не та». В последней строке Ник. Энтелис делал пророческую аллюзию на «Квартет» И.А. Крылова, ибо спустя самое небольшое время в СССР действительно заплясали лес и горы.

Поняв, что наступило другое время, и не желая быть снятым с поста, председатель Думы Б.В. Грызлов тут же страстно отдался инновациям. В ходе совещания, где партактив ЕР предавался критике и самокритике, Б.В. Грызлов узнал, что ЕР угрожает опасность прослыть «партией бюрократов и андроидов», после чего тут же отвел эту опасность посредством смелой инновации. Последняя заключалась в готовности спикера в случае надобности вести смелую публичную политику под лозунгом «Борис Грызлов грызет козлов». Соратники встретили заявление Б.В. Грызлова здравицами и бурными, продолжительными аплодисментами. Что вполне естественно, ибо инновация крайне эффективна. Что бы ни собирался делать председатель Думы с козлами – угрызать их или же совершать еще более энергические действия, не могущие тут быть описанными из соображений нравственных, – очевидно, что столь энергические может совершать лишь самый человечный человек, исполненный первородной жизненной силы, – нимало не андроид. 

Инновация оказалась тем более удачной, если вспомнить о выдающейся роли козла в русской поэтической традиции. В сборнике «Парнас дыбом» мы видим, как тема козла развивается от архаического Симеона Полоцкого – «Худый обычай у едров бывает, // Козлови узря, они его терзают» через солнце нашей поэзии – «Козел, томим духовной жаждой, // В дремучий лес ушел однажды; // И растерзал его там волк. // Козлиный глас навек умолк» и вплоть до лучшего и талантливейшего поэта советской эпохи, смело горланившего: «А не козлы и те, кого обидели, // Всего родней и ближе». Хотя в нашу эпоху утонченнкого декаданса, которому с равной силой отдаются и смелые освободители, и злейшие жидочекисты, наибольшей популярностью должно пользоваться раскрытие темы козла у Игоря Северянина – «Быть у спикера в лапах // И вдыхать его запах – // Есть ли в жизни экстазней, чем смертельности миг».

Единственным, кто воспринял инновацию с недоверием, оказался лидер ЛДПР. Очевидно, Владимир Вольфович приложил к себе классическое «Я ведь тебя зубами загрызу, Володенька» и поопасился. Затем, однако, рассудив, что лучший способ обороны – наступление, В.В. Жириновский выдвинул встречный лозунг «Мы вам пасть порвем». Когда лидер КПРФ провозгласит лозунг «Моргала выколю», а лидер СР С.М. Миронов – «Рога пообломаю», развивающаяся российская многопартийность окончательно приобретет зрелые черты строгого режима.

Тем временем сам живитель и виновник инновации-модернизации активно работает с новшествами. Д.А. Медведев хотя и не купил козла (нет смысла, ибо Б.В. Грызлов тут же его упромыслит), но удалился от зла в виде гуманитарных технологий и предпочитает изделия материальной культуры. После эпического зачина «С дружиной своей в цареградской броне // Сквозь Киев он едет на верном коне» – СМИ сообщили, что броня, которой был защищен Д.А. Медведев, является, натурально, инновационной и совершенно непробиваемой, президент РФ в ходе визита на Украину отдался лирике и рассказал, сколь нравится ему «использовать всякие гаджеты». Как отметил Д.А. Медведев, «те, кто пытается закрываться от этих технологий, совершают ошибку, вылетают из мейнстрима, лишают себя удовольствия». Собственно, мейнстрим во все века один и тот же – все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный, все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, etc., etc., – все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет, ибо зачем же лишать себя удовольствия.

Иное дело, что с бегом времени удовольствия приедаются, и старший по возрасту партнер Д.А. Медведева по тандему скорее придерживается воззрения «Тебе и горький хрен малина, а мне и бланманже полынь». С таковым взглядом на хрен и бланманже В.В. Путин явился в собрание Академии де сиянс, где поделился с бессмертными своими воззрениями на развитие науки. Сперва премьер вступил в прения с президентом академии Ю.А. Осиповым, усомнившись в том, нужны ли истинному мудрецу деньги, и напомнил о передовом опыте доказателя теоремы Пуанкаре: «А вот известный Гриша Перельман без денег взял и опубликовал в интернете и подписался: Гриша Перельман. Где деньги? Он даже от денег отказывается! Вот мы пытаемся ему хоть как-то… Он и этих не берет!»

С тем, что Г.Я. Перельман презирает презренный металл, трудно не согласиться, однако осталось неясным, намерен ли В.В. Путин развить этот почин, укомплектовав академию преимущественно циниками и гимнософистами, и не страшится ли он присущей циникам некоторой социопатии. Возможно, впрочем, чувства В.В. Путина к Г.Я. Перельману продиктованы здоровой завистью «Если бы я не был Александром, я был бы Диогеном», и он усматривает в славном математике современную инкарнацию Махатмы Ганди.

При этом, если верить газете «Ле Монд», охлажденное настроение В.В. Путина давно уже передалось всем россиянам: «С тех пор как в 2000 году Владимир Путин унаследовал Борису Ельцину, Россия больше не смеется (la Russie ne rit plus)». Столь беспросветно мрачное состояние россиян объясняется тем, что, согласно газете, единственным источником смеха и веселья для России был «политический хроникер и юморист Виктор Шендерович», с закрытием же телепрограммы «Куклы» россияне больше никогда не улыбались.

Французские знатоки России несколько переоценили губительное влияние российской власти как на веселие россиян вообще, так и на способность сатирика В.А. Шендеровича побуждать сограждан к веселью. Совсем недавно, в апреле, Россия довольно много смеялась по поводу передачи с участием сатирикера, и даже В.В. Путин со своими совиными крылами был не в состоянии угасить простодушное, хотя и несколько грубоватое веселье.

Максим Соколов, колумнист журнала «Эксперт»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе