Жить и помнить

В далёком сорок пятом сержант поднял с земли камень и написал на стене Рейхстага своё имя и фамилию: Саша Каменецкий. Рядом с подписями тысяч и тысяч солдат-победителей. Из Тулы, Москвы, Архангельска, Новосибирска, из самых дальних уголков нашей страны, из деревень, которые не на всякой карте сыщешь. Каждый из воевавших хотел бы написать своё имя на стене Рейхстага, но не всем довелось. Великая Победа досталась слишком дорогой ценой.
В тылу врага

Всякая большая дорога начинается с маленького шага. Свои первые в жизни шаги председатель двух ярославских ветеранских организаций – областного комитета ветеранов войны и военной службы и областного совета ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и Вооружённых сил, полковник в отставке Александр Феофанович Каменецкий сделал в городке Малая Виска Кировоградской области. Он родился здесь в 1926 году, закончил восьмилетку. Подросток частенько бывал на погранзаставе, занимался вместе с красноармейцами спортом, получил значок ГТО, стал ворошиловским стрелком.

Саше Каменецкому было пятнадцать лет, когда началась война. Погранзастава отчаянно защищала стратегический мост. В тех боях многие наши бойцы погибли, и подросток помогал уцелевшим переправиться на остров, оборудовать там первую партизанскую базу. Потом был создан партизанский отряд в лесу с символическим названием – «Лютый». Сначала в отряде было человек тридцать, а потом уже больше двух сотен. Саша Каменецкий был среди них, ходил в разведку, выполнял боевые задания. Особенно запомнилось первое: уничтожить двух немецких жандармов, которые частенько ездили на двуколке по просёлочной дороге. Без единого выстрела трое подростков-патриотов, среди которых был и Саша Каменецкий, выполнили то задание. Одними армейскими ножами...

А ещё печатали и расклеивали листовки в городе, чтобы люди знали, как на самом деле идут дела на фронтах, освобождали пленных, пускали немецкие поезда под откос. Во время выполнения очередного боевого задания по подрыву фашистского эшелона Саша Каменецкий попал в плен. Юношу жестоко пытали, но он не выдал товарищей, вместе с другим заключённым предпринял побег. Они зарылись в уголь, который везли в вагонах, но были всё-таки схвачены и отправлены в концлагерь в польских Катовицах. Во время авианалёта англичан несколько бомб попали в концлагерь, и Саше Каменецкому вместе с ещё одним военнопленным удалось воспользоваться суматохой и бежать. После долгих скитаний вышел к своим. К танковому полку, который совершал рейд по немецким тылам.

На безымянной высоте

Из беседы с Александром Феофановичем Каменецким.

– Как складывалась ваша дальнейшая солдатская судьба?

– Прошёл проверку в особом отделе, выучился на радиста и вместе с группой парашютистов был заброшен в тыл врага, чтобы вести там разведку. Немцы выследили группу, начали преследование. Меня спасло чудо – автоматная очередь пришлась в аккумуляторы рации, так и уцелел. Командир был ранен, выйти к нашим через линию фронта удалось лишь нескольким бойцам группы. За участие в этой операции я получил первую свою награду – медаль «За отвагу».

– А следующая награда за что?

– Медаль «За боевые заслуги» я получил после очень памятной мне боевой операции. Наша группа прорвалась с боем в посёлок, захваченный немцами. Целью группы был высокий костёл, с которого открывался вид на всю округу. Оттуда можно было корректировать огонь артиллерии. Прорвались к костёлу, а в нём – полно немцев. С боем поднялись на колокольню, начали выполнять свою задачу. Конечно, немцы пытались нас оттуда «выкурить», даже из миномётов по колокольне огонь вели, но мы выстояли. Затем на подмогу подошли наши части, село было освобождено.

– Известно, что вы удостоены многих боевых наград. Каждая из них одинаково памятна?

– А разве можно забыть, как под плотным огнём шёл в атаку, как преодолевал минное поле? Как хоронил боевых своих товарищей... Конечно, память о том останется навсегда.

«С Вахруковым я бы пошёл в разведку»

Из беседы с Александром Феофановичем Каменецким.

– Александр Феофанович, получают ли ярославские ветеранские организации от властей достаточную помощь?

– Безусловно. При этом особо хочу отметить заботу о ветеранах губернатора области Сергея Алексеевича Вахрукова. Он в курсе всех наших дел, участвует в наших мероприятиях, откликается на все наши просьбы.

– Как выполняется в Ярославском регионе программа по обеспечению фронтовиков жильём?

– Она выполнена у нас на все сто процентов для фронтовиков, кто стоял на очереди до 2005 года. Все они получили жильё. А в этом году уже улучшили жилищные условия 340 человек. Областная и городская власть оказывают различным категориям наших ветеранов помощь в ремонте домов и квартир. Я общаюсь с ветеранами, которые живут в других регионах страны. Так вот: далеко не везде дела обстоят так благополучно, как у нас. Конечно, не всё ещё у нас сделано, но работа-то идёт. Причём идёт активно!

– Ярославский регион в этом плане передовой?

– Именно так. Хочу также отметить, что наши власти проделали огромную работу по подготовке к празднованию 65-летия Великой Победы. Вообще, в Ярославской области налажено прекрасное взаимодействие наших ветеранских организаций с органами власти. Задачи по обеспечению ветеранам, инвалидам войны и военной службы достойного положения в обществе у нас успешно решаются. Одной из важнейших целей работы ветеран­ских организаций является военно-патриотическое воспитание молодёжи. И здесь нам власти всемерно помогают. Издаётся газета «Ветераны и молодёжь», в планах – издание книг, которые расскажут о подвигах наших земляков в годы войны.

– Получают ли ветераны необходимую медицинскую помощь?

– Со стороны властей для этого делается всё возможное. Благодаря активному вмешательству губернатора области был сохранён госпиталь для ветеранов. А не так давно Сергей Алексеевич отстоял Дом офицеров. Вообще, наш губернатор – замечательный человек.

– Вы давно с ним знакомы?

– Много лет. Ещё с тех пор, когда он проходил здесь военную службу. Сейчас Вахруков занимает высший в регионе пост, другой на его месте мог бы и зазнаться, но Сергей Алексе­евич остаётся по-прежнему отзывчивым и открытым человеком. На него можно положиться, ему можно доверять. Во время войны я был разведчиком и знаю цену людям. Скажу со всей ответственностью: с Вахруковым я бы пошёл в разведку.

– Александр Феофанович, за последние месяцы этого года в стране по инициативе председателя правительства Владимира Путина был сформирован Общероссийский народный фронт. Каково отношение ярославских ветеранов к Народному фронту?

– Среди ветеранов есть люди с разными политическими взглядами. Но если говорить в целом, то подавляющее большинство ярославских ветеранов поддерживает Народный фронт. Ведь эта инициатива призвана объединить людей в конкретной работе во благо страны и нашего Ярославского региона.

– Фронтовики доверяют фронтовикам?

– Я убеждён: доверять можно только тем, кто реальными делами доказал умение работать. Подчеркну – реальными. Именно такие люди и вошли в Народный фронт. Они работали и продолжают работать на общее благо. Конечно, есть у нас и популисты, которые хотят по­громче заявить о себе. Но какие дела есть у них за плечами? Чаще всего – одни лишь слова. А в Народном фронте – проверенные, надёжные люди.

Живое слово фронтовика

Мы долго беседовали с Александром Феофановичем. О подвигах этого человека в годы войны, о его самоотверженной работе в послевоенное время можно написать целую книгу. Надеюсь, что так оно и будет. А ещё всё никак не идёт у меня из головы рассказ Каменецкого о его учительнице немецкого языка. Когда нем­цы оккупировали город, она стала работать в жандармерии, чтобы передавать партизанам ценнейшие сведения о планах врага. Связные у неё были разные, в том числе и её ученик Саша Каменецкий. Благодаря этой учительнице тогда были спасены жизни очень многих патриотов-подпольщиков.

И вот, когда после войны Каменецкий вернулся в город, его как свидетеля позвали на суд над предателями Родины. На скамье подсудимых Каменецкий с изумлением увидел и свою учительницу немецкого языка – она, что называется, попала под общую «гребёнку».

Каменецкий выступил, рассказал суду правду, и на следующий день учительницу освободили. А ведь запросто могли упечь на долгие годы в лагеря или даже расстрелять как предателя.

Почему этот случай не идёт у меня из головы? Мы часто говорим: никто не забыт, ничто не забыто, мы увековечили подвиг народа в той великой войне в металле и в граните. Но жизнь есть жизнь, приходят новые времена, ветеранов становится с каждым годом всё меньше и меньше. А ведь нам так нужны их опыт, их глубинное знание жизни, их мудрость! Так порой недостаёт их живого слова, их совета, без которых невозможно построить счастливое будущее.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе