За сотню лет до «Арены-2000»: Ледовые катки старого Ярославля

С наступлением декабря, когда душа просит снега и по-настоящему зимнего веселья, как не вспомнить о коньках, что не теряют актуальности с годами.

В начале XX века конькобежный спорт был, пожалуй, даже популярнее, чем сейчас. Однако и ледовые катки, и их посетители, конечно, выглядели иначе. Сегодня «Родной город» предлагает читателю выйти на лед столетней давности и выяснить, где катались на коньках наши прадеды-ярославцы.

Уже сто лет назад коньки были главным зимним развлечением ярославцев.

Адреса праздника

Большие ледовые катки, заливавшиеся в начале зимы, стали появляться в нашем городе еще в конце XIX столетия. Поначалу самым известным из них был каток на Вознесенских прудах (ныне на месте бывших прудов разбит сквер 30-летия Победы, выходящий на перекресток улиц Свободы и Чайковского). Популярный в народе каток заливался и на Семеновской (ныне Красной) площади. Однако в 1900 году здесь было выстроено здание Городской гимназии (главный корпус ЯрГУ), поэтому места для катка уже не оставалось. Очень скоро выход из положения был найден. Ярославское общество велосипедистов предложило заливать каток на Казанском бульваре – там, где сегодня вырос развлекательный комплекс «Горка».

Именно этот каток стал самым модным, шумным и веселым в Ярославле, а Казанский бульвар благодаря ему на долгие годы стал эпицентром рождественских гуляний.

«Большой простор, прекрасный лед, образцовую теплушку с двумя отделениями и чайным буфетом, электрическое освещение по вечерам», – так рекламировала пресса новую ледовую площадку. Каждый выходной – если мороз не превышал 10 градусов – здесь играл духовой оркестр, устраивались «иллюминации», а в преддверии Рождества и Нового года на льду проводили детские елки и маскарады.


Жертвуя обедом…

В праздничные дни покататься на Казанском бульваре собиралось до тысячи человек, хотя билеты на каток обходились не так уж дешево. Стоимость их отличалась в зависимости от возраста и даже пола конькобежца. К примеру, для детей и учащихся абонемент на сезон стоил 2 рубля 10 копеек, для дам – 3 рубля, для мужчин – 4 рубля 10 копеек. Разовый билет «в дни музыки» обходился взрослому человеку в 25 копеек. Насколько дорогим было это удовольствие, судите сами: для того чтобы покататься с барышней в выходной день, молодой ярославец должен был потратить по меньшей мере полтинник, не считая проката или покупки коньков. На эти деньги можно было плотно пообедать в ресторане или снять на месяц комнату в «доходном доме».

Многие посетители катка тешились надеждой возместить расходы, участвуя во всевозможных лотереях, проводившихся во время катаний. В качестве ценных призов здесь выступали часы или золотой медальон, однако везло, конечно, единицам. Большинство участников лотереи выигрывали лишь бумажку с надписью «Аllegri» – «Будьте веселы!»

 

Спортсмены и любители

Несколько раз в сезон на Казанском бульваре проводились настоящие спортивные соревнования среди конькобежцев. Участников было немного – 10 – 12 человек, но посмотреть на гонки профессионалов собиралась масса народа. И все же в первую очередь каток оставался модным местом отдыха. «Благодаря теплой погоде, – сообщал «Северный край» в 1906 году, – на Казанском бульваре состоялось большое, интересное и оживленное катание. Играл оркестр. Часть катающихся была с разнообразными фонариками. В семь часов вечера был очень удачно пущен блестящий фейерверк…»

Небольшие катки устраивались и в других городских кварталах. Некоторые были общедоступными, а иные – как, например, каток общества «Парус» в Соболевском саду (ныне ул. Трефолева) – носили закрытый характер.

Ледовые катки для детей рабочих устраивали крупные ярославские предприятия – ЯБМ, табачная фабрика Дунаева, Норская мануфактура. Однако настоящие металлические коньки для большинства ребят оставались заоблачной мечтой.

Подражая спортсменам, ярославские сорванцы пользовались самодельными выструганными дощечками, привязывая их к валенкам. При этом катались обычно лишь на одном «коньке», отталкиваясь свободной ногой. Самые отчаянные, не попав на каток, цеплялись за вагоны трамвая, обеспечивая себе уважение сверстников и нагоняи от встречных полицейских.

Родной город


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе