«Я сгорел на своей "Погорельщине"»

Cуд над Николаем Клюевым
В феврале 1934 года поэт Николай Клюев был арестован по обвинению в "составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений" и выслан сначала в Нарымский край, а потом — после заступничества Горького — в город Томск. 
Самыми контрреволюционными из произведений крестьянского поэта, в стихах которого предельная мистичность соединялась с предельной же реалистичностью (Александр Блок считал стихи Клюева редким примером стихов о России, увиденной по-настоящему, а не из окна поезда) и, по мнению многих, наиболее ярко проявилась знаменитая формула "крестьянство есть христианство", называли поэму "Погорельщина" и стихотворный цикл "Разруха". В "Погорельщине" был усмотрен памфлет на коллективизацию, "Разруха" же впрямую осуждает (вернее, оплакивает) раскулачивание. При этом многие (в том числе литературовед Михаил Бахтин) считали, что главной причиной ареста Клюева стала его открытая и даже отстаиваемая гомосексуальность.

5 июня 1937 года Николай Клюев был вновь арестован в городе Томске и в конце октября расстрелян на Каштачной горе. Его тело вместе с телами других расстрелянных было сброшено в овраг


Из обвинительного заключения Оперативного отдела ОГПУ 
20 февраля 1934 года
Полагая, что приведенными показаниями Клюева Н. А. виновность его в составлении и распространении к/р литературных произведений и в мужеложестве подтверждается, постановил считать следствие по делу Клюева Н. А. законченным и передать его на рассмотрение особого совещания при коллегии ОГПУ.
Из постановления коллегии ОГПУ 
5 марта 1934 года
<...> заключить в исправтрудлагерь сроком на 5 лет с заменой высылкой в г. Колпашев (Западная Сибирь) на тот же срок.

...показаниями Клюева виновность его подтверждается...
Из протокола допроса 
15 февраля 1934 года
Каковы ваши взгляды на советскую действительность и ваше отношение к политике Коммунистической партии и Советской власти?

Мои взгляды на советскую действительность и мое отношение к политике Коммунистической партии и Советской власти определяются моими реакционными религиозно-философскими воззрениями.

Происходя из старинного старообрядческого рода, идущего по линии матери от протопопа Аввакума, я воспитан на древнерусской культуре Корсуня, Киева и Новгорода и впитал в себя любовь к древней, допетровской Руси, певцом которой я являюсь.

Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси. Отсюда мое враждебное отношение к политике Компартии и Советской власти <...>. Практические мероприятия, осуществляющие эту политику, я рассматриваю как насилие государства над народом, истекающим кровью и огненной болью.

Какое выражение находят ваши взгляды в вашей литературной деятельности?

Мои взгляды нашли исчерпывающее выражение в моем творчестве <...>. Мой взгляд, что Октябрьская революция повергла страну в пучину страданий и бедствий, <...> я выразил в стихотворении "Есть демоны чумы, проказы и холеры...".

Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причем это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей.<...> Более отчетливо и конкретно я выразил эту мысль в стихотворении о Беломорско-Балтийском канале:

"То беломорский смерть-канал, // Его Акимушка копал, // С Ветлуги Пров да тетка Фекла.// Великороссия промокла // Под красным ливнем до костей // И слезы скрыла от людей, // От глаз чужих в глухие топи <...> Россия! Лучше б в курной саже, // <...> Чем крови шлюз и вошьи гати // От Арарата до Поморья".

Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я был, проводимая Коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское наваждение <...> Мой взгляд на коллективизацию, как на процесс, разрушающий русскую деревню и гибельный для русского народа, я выразил в своей поэме "Погорельщина", в которой картины людоедства я заканчиваю следующими стихами:

"Так погибал Великий Сиг // Заставкою из древних книг, // Где Стратилатом на коне, // Душа России, вся в огне, // Летит по граду, чьи врата // Под знаком чаши и креста".

Кому вы читали и кому давали на прочтение цитируемые здесь ваши произведения?

Поэму "Погорельщина" я читал главным образом литераторам, артистам, художникам. Обычно это бывало на квартирах моих знакомых, в кругу приглашенных ими гостей.

К документу
...в составлении и распространении к/р литературных произведений и в мужеложестве подтверждается...
Из выступления Ивана Гронского в ЦГАЛИ 
30 сентября 1959 года
В 1932 г. мне сообщают, что Н. А. Клюев стоит на паперти церкви, куда часто ездят иностранцы, и просит милостыню: "Подайте, Христа ради, русскому поэту Николаю Клюеву" — и иностранцы, конечно, кладут ему в руку деньги.

Я вызвал Н. А. Клюева к себе в "Известия". <...> Открывается дверь. Входит среднего роста человек. Одет бедно. Пиджачок потертый, рубашка, подпоясанная ремешком, штаны потертые, сапоги русские. <...> Стоит, сложив руки, около дверей. Дальше не двигается.

— Вот, сподобил Господь Бог повидаться с вами, Иван Михайлович, сподобил Господь Бог! Уж и хорошо у вас, люленьки-ляля, уж очень хорошо! Как в раю, как в раю! <...>

Я говорю:

— Так вот, либо мы будем говорить как взрослые люди, либо я совсем не буду с вами разговаривать.

— Хорошо, будем говорить как взрослые люди. <...>

— Николай Алексеевич, почему вы пошли на паперть?

— Есть нечего.

— У вас в вашей келье иконы Рублева есть?

— Есть.

— А оригинальная Библия XVII века есть?

— Есть.

— Так вот, если вы продадите хоть одну вещь в музей, то два-три года можете прожить не нуждаясь. Значит, на паперть заставила идти вас не нужда, а кое-что другое, этим другим является ненависть к большевикам. Вы с нами хотите бороться, мы бороться умеем и в борьбе беспощадны.

— Я не хочу бороться, я хочу работать, но мне надо есть, нужно одеваться.

— Ну что ж. Хорошо. Вызываю секретаря.

Дайте Николаю Алексеевичу карточку академического пайка и 5 тыс. рублей денег. Академический паек был тогда в Москве самый лучший. У меня было в моем распоряжении для поддержки литературных работников и интеллигенции до 600 таких пайков. Меня не ограничивали ни распределением этих пайков, ни расходами денег. И. В. Сталин постоянно журил меня за то, что я жадничаю, что мало поддерживаю старую интеллигенцию. <...>

Однажды получаю от Н. А. Клюева поэму. И вот сижу дома, завтракаю.<...> Читаю эту поэму и ничего не могу понять. Это любовный гимн, но предмет любви — не девушка, а мальчик. Ничего не понимаю и отбрасываю поэму в сторону.

<...> Приезжает Н. А. Клюев, является ко мне.

— Получили поэму?

— <...> Эту мерзость мы не пустим в литературу. Пишите нормальные стихи, тогда будем печатать. Если хотите нормально работать, мы дадим вам такую возможность.

— Не напечатаете поэму, писать не буду.

— Итак, вы встаете на путь борьбы? Тогда разговор будет короток. В Москве вы не останетесь. <...>

Я позвонил Ягоде и попросил убрать Н. А. Клюева из Москвы в 24 часа. Он меня спросил:

— Арестовать?

— Нет, просто выслать из Москвы.

После этого я информировал И. В. Сталина о своем распоряжении, и он его санкционировал.

Так Н. А. Клюев был выслан из Москвы, но работы по разложению литературной молодежи не оставил, и уже за эту свою деятельность он был арестован.

К документу
...считать следствие по делу Клюева законченным...
Из справки Томского горотдела НКВД на арест Н. А. Клюева 
28 мая 1937 года
Будучи враждебно настроен к существующему строю, находясь в ссылке в г. Томске, Клюев Николай Алексеевич продолжает писать стихи контрреволюционного характера. <...> Установлено, что некоторую часть своих контрреволюционных произведений Клюев переотправил за границу и из г. Томска через соответствующих лиц, имеющих связи с представителями иностранных государств.

В целях пресечения дальнейшей контрреволюционной деятельности, Клюев Н. А. подлежит аресту и привлечению к ответственности по ст. 58-2-10-11 УК РСФСР.

Выписка из протокола заседания тройки управления НКВД Новосибирской области 
13 октября 1937 года
Клюева Николая Алексеевича РАССТРЕЛЯТЬ. Лично принадлежащее ему имущество конфисковать.

Выписка из акта о приведении в исполнение постановления тройки УНКВД 
от 13 октября месяца 1937
Постановление о расстреле Клюева Николая Алексеевича приведено в исполнение 23-25/Х мес. 1937 г. в "__" час.

К документу
...с заменой высылкой в г. Колпашев...
Из письма Николая Клюева Сергею Клычкову 
12 июня 1934 года
Я сгорел на своей "Погорельщине", как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. <...> Я сослан в Нарым, в поселок Колпашев, на верную и мучительную смерть. Она, дырявая и свирепая, стоит уже за моими плечами. Четыре месяца тюрьмы и этапов, только по отрывному календарю скоро проходящих и легких, обглодали меня до костей <...>.

Из заявления административно ссыльного в Нарымский край поэта Николая Клюева во Всероссийский центральный исполнительный комитет 
12 июля 1934 года
Глубоко раскаиваясь, сквозь кровавые слезы осознания нелепости своих умозрений, невыносимо страдая своей отверженностью от общей жизни страны, ее юной культуры и искусства, я от чистого сердца заявляю ВЦИКомитету следующее:

"Признаю и преклоняюсь перед Советовластием как единственной формой государственного устроения, оправданной историей и прогрессом человечества!"

"Признаю и преклоняюсь перед партией, всеми ее директивами и бессмертными трудами!"

"Чту и воспеваю Великого Вождя мирового пролетариата товарища Сталина!"

Обязуюсь и клянусь все силы своего существа и таланта отдать делу социализма.

Прошу помилования. <...>

Справедливость, милосердие и русская поэзия будут ВЦИК благодарны.

Из письма Николая Клюева Екатерине Пешковой 
15 июля 1934 года
Двадцать пять лет я был в первых рядах русской литературы. Неимоверным трудом, из дремучей поморской избы вышел, как говорится, в люди. Мое искусство породило целую школу в нашей стране. Я переведен на многие иностранные языки, положен на музыку самыми глубокими композиторами. Покойный академик Сакулин назвал меня народным златоцветом, Брюсов писал, что он изумлен и ослеплен моей поэзией. Ленин посылал мне привет как преданнейшему и певучему собрату, Горький помогал мне в материальной нужде, ценя меня как художника.
Автор
Редакция
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе