Война и деньги

Безусловно, материальное поощрение всегда приятно. Стимулирует, чего уж там потуплять взор. Причём, во всех областях нашей многообразной и удивительной жизни. И в частности, в военной. Однако, звонкая монета, всё же по большей части, ассоциируется с наёмниками, и всякими прочими иноземными ландскнехтами и кондотьерами (слова больно красивые, не удержался, чтобы не применить). 

И поход к кассе, образно говоря, "пятого и двадцатого" (почти по Райкину), за авансом и получкой, как-то не увязывается с солдатами и офицерами действующей армии, занимающейся своим прямым делом- беззаветной защитой Отчизны от вражеского нашествия. Неловко становится от мысли, что лётчик, садящийся в свой истребитель или танкист, лихо запрыгивающий в родной танк, думают о предстоящем вознаграждении, в случае удачно и главное, результативно проведённого боя. Позволю себе предположить, что если и проскальзывал подобный умственный расчёт, то наверняка, в самую последнюю очередь. Ведь на повестке дня спасение Родины, а значит и жизней родных и близких, да и инстинкт самосохранения ещё никто не отменял. Вот и вырисовываются, исходя из такого немудрёного расклада, первоочередные задачи- выжить в смертельной схватке и победить неприятеля. А с деньгами разберёмся после, на коротком досуге...

Первыми, кого решили поощрять материально, стали летчики дальней бомбардировочной авиации, которые провели первую бомбардировку Берлина в ночь с 7 на 8 августа 1941г.

Из Приказа Народного комиссара обороны И.Сталина №0265 от 8 августа 1941г.:

"Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете.

Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР с награждении отличившихся.

Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полете, по 2 тысячи рублей.

Приказ объявить экипажам самолетов, участвовавшим в первой бомбежке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия."

Самолёт полковника Преображенского, ДБ-3Ф, бомбивший Берлин

Полковник Е.Преображенский


Всего через десять дней, 19 августа 1941г. вышел новый приказ Наркома обороны СССР И.Сталина № 0299 "Приказ о порядке награждения летного состава Военно-воздушных сил Красной армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков". Согласно этому документу за каждый сбитый вражеский истребитель лётчик получал 1000 рублей. Кроме того, премии выплачивались "за успешные штурмовые действия по войскам противника" (от 1500 до 5000 рублей в зависимости от количества вылетов), "за уничтожение самолётов противника на аэродромах" (от 1500 до 5000 рублей). А ещё каждому члену экипажа ближнебомбардировочной и штурмовой авиации "за выполнение боевых заданий по уничтожению и разрушению объектов противника" выдавали от 1000 до 5000 рублей премиальных (в зависимости от количества вылетов и времени суток), экипажам дальнебомбардировочной авиации "за бомбардировку промышленных и военных объектов" — 500 рублей. Кстати, если бомбили, так называемый, политический центр (Берлин), то сумма выплат увеличивалась в 4 раза. Кроме того, в данном приказе было четко указано, как определять наличие побед летчиков-истребителей: "Результаты боевых действий по аэродромам противника должны быть подтверждены фотографированием или разведывательными данными.Летчики, применившие в воздушном бою таран самолета противника, также представляются к правительственной награде.Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника, и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка."

В июне 1942 г эти расценки были скорректированы в приказе №0489: теперь за уничтоженный истребитель противника платили 1000 рублей, за транспортный самолет - 1500 рублей, за сбитый бомбардировщик - 2000 рублей. Тогда же было установлено, что звание Героя Советского Союза присваивалось летчику-истребителю за уничтожение 10 истребителей или 5 бомбардировщиков (при получении Золотой Звезды Герой получал дополнительно 5000 рублей). Одновременно в приказе №0490 устанавливались расценки для штурмовиков: 1000 рублей за каждые 4 вылета на задание с полной бомбовой нагрузкой.


Окончательная корректировка цен, оставшаяся до конца войны, была проведена в сентябре 1943 г. Теперь за каждый сбитый бомбардировщик, транспортный самолет или разведчик платили 1500 рублей, за самолеты остальных типов - 1000 рублей. Для получения звания Героя теперь летчику было необходимо сбить 15 самолетов любых типов. В этом же приказе определялись цены за уничтоженный железнодорожный транспорт: разбитый паровоз стоил 750 рублей для пилота и штурмана, 500 рублей для остальных членов экипажа бомбардировщика или штурмовика. Тогда же были определены расценки на самые дорогостоящие цели - морские.

Немецкий линкор "ШЛЕЗИЕН" ( вернее, его остатки)


Лётчик Борисов М. получил за "ШЛЕЗИЕН" 10 000 рублей


Так, за потопление эсминца или подводной лодки врага летчику и штурману платили по 10 000 рублей, остальным членам экипажа - по 2500 рублей. За уничтоженный транспорт летчик и штурман получали по 3000 рублей, остальной экипаж - по 1000 рублей. Сторожевой корабль или тральщик стоили летчику и штурману 2000 рублей, остальному экипажу - 500 рублей; потопленные баржа - 1000 и 500 рублей соответственно.

Не забыли в Кремле и про десантников: СССР имел несколько воздушно-десантных корпусов и надеялся использовать их для срыва блицкрига. Читаем в приказе № 0329 от 29 августа 1941 г.: "…за каждое участие в боевой десантной операции… …начальствующий состав получает должностной оклад, рядовой и младший начальствующий состав - по 500 рублей". Но в ту войну "крылатую пехоту" использовали как обычную, и деньги ей приходилось получать нечасто.Следом стали платить и ремонтникам по приказу № 0140 от 25 февраля 1942 г. Далее появляется приказ № 0528 от 1 июля 1942 г. о создании истребительно-противотанковых частей. Он определял: "…за каждый подбитый танк командиру орудия и наводчику - по 500 рублей, остальному расчету - по 200 рублей".


Любопытно, что в проекте приказа "расценки" были вдвое выше. Офицеры истребительно-противотанковых полков и бригад получали полуторный оклад денежного содержания, а младший состав - двойной. 24 июня 1943 г. – в канун битвы на Курской дуге выходит приказ № 0387, распространивший выплаты за каждый подбитый танк на пушкарей и пехоту.


Меня заинтересовал вопрос, а как же обстояло дело у немцев? Для сравнения.

Ничего похожего на нашу систему выплат у немцев не было. Пилотов люфтваффе за сбитые самолёты награждали орденами. За подбитые русские танки стали поощрять лишь с 1944 года. За наш ИС-2 полагался внеочередной отпуск. Иногда - продуктовая посылка семье "от фюрера". Вполне вероятно , я мог что-то упустить. Поэтому, надеюсь на поправки и дополнения уважаемых блоггеров.

Автор Григорьян Владимир., геолог

Дилетант.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе