Воплощение души русской

Редкий гость Ярославля не обратит внимание на нарядную часовню Александра Невского на улице Андропова, не поднимет взгляд на главы Сретенской церкви, что в Депутатском переулке. Две сестрицы–красавицы, будто из русской сказки, радуют нас задорным великолепием, напоминая о своем создателе – замечательном ярославском архитекторе Николае Ивановиче Поздееве.


В конце XIX столетия лозунги самодержавия, православия, народности еще казались панацеей от социальных зол, и русская архитектура, будто пытаясь задержать неумолимый бег времени, возвращалась в глубины истории. Губернский Ярославль возводил затейливые особняки в народном стиле, богатое купечество щедро жертвовало деньги на церковное благолепие, и возрождение традиций воплощало незыблемость патриархальной России. Однако в октябре 1888 года страну облетела страшная весть – на станции Борки под Харьковом потерпел крушение железнодорожный состав, в котором на отдых в Крым ехала царская семья. В катастрофе погибли 20 человек, император Александр III, спасая жену и детей, вынужден был на своих плечах держать крышу искореженного вагона, пока не подоспела помощь. По стране поползли слухи о новом народовольческом заговоре, но еще до начала следствия царь высказался о причинах инцидента коротко и ясно: «Красть надо меньше». Действительно, по заключению известного юриста А.Ф. Кони, виной всему были не козни террористов, а преступная халатность чиновников и неисправность вагона. Не решаясь наказать высокопоставленных лиц, император впоследствии простил всех причастных к катастрофе, а по русским городам в память о спасении царской семьи выросли храмы в честь небесного патрона того злополучного дня – Андрея Критского. Ярославль поступил патриотичнее, приписав спасение государя святому Александру Невскому – покровителю всех Александров и при этом нашему земляку, уроженцу Переславля­Залесского. Богатые горожане предоставили средства на сооружение памятной часовни, а ее проект поручили Николаю Поздееву, недавно занявшему должность городского архитектора. В конкурсе на эту вакансию талантливый выпускник Академии художеств сумел обойти более 20 претендентов, и Ярославль не разочаровался в своем выборе. В середине 80­х годов XIX века Николай Иванович уже успел проявить себя при строительстве Спасских казарм (ныне военный госпиталь) и реконструкции Ионафановского училища (главный корпус ЯГПУ). Часовня Александра Невского, возведенная в 1888 – 1892 годах на Мытном рынке, стала воплощением творческого кредо Николая Поздеева. Красноречие кирпичного «узорочья» на все лады повторяло напевы народного зодчества, обращаясь к наследию золотого века ярославской архитектуры. Здесь воплотилось все, чем славились средневековые мастера, – хороводы милых кокошников, пузатые столбики­ «кубышки» и, конечно, пятицветные поливные изразцы. Силуэт часовни напоминал скромные церквушки деревянной Руси, а щедрое убранство фасадов воспевало Русь купеческую, богатую.

Нарядная красавица­часовня настолько полюбилась ярославцам, что уже в 1896 году у нее появился двойник. Рабочие Ярославской Большой мануфактуры, задумав отблагодарить Господа за избавление от эпидемии холеры, не пожалели средств и возвели на Фабричной (ныне Комсомольской) площади копию поздеевского шедевра. «Перекопская» версия часовни Александра Невского прожила вплоть до 60­х годов XX века, превратившись при советской власти в керосиновую лавку. Однако при реконструкции трамвайных путей обветшавшую культовую постройку снесли, разбив на ее месте большую клумбу.

К часовне на Мытном рынке судьба оказалась благосклоннее – ей довелось дожить и до нашего века, оставаясь признанным символом Ярославля. Истинный шедевр сохраняет частичку души создателя, и дивная часовня­терем рисует нам образ человека жизнерадостного, творческого, искренне влюбленного в Россию. Годы работы над этим проектом были самыми счастливыми в жизни Поздеева. Вместе с часовней подрастал маленький сын Николая Ивановича, и семья архитектора наконец переехала из скромной квартирки при городском театре в уютный деревянный дом на Голубятной (ныне ул. Терешковой), выстроенный с присущим Поздееву вкусом. К молодому зодчему пришли успех и признание, посыпались новые заказы. В 1891 году владелец «Балканской Звезды» купец Дунаев пригласил Николая Поздеева для реконструкции старинной церкви в Сретенском (ныне Депутатском) переулке. В новом проекте городского архитектора вековые традиции зазвучали торжественной симфонией, а виртуозное мастерство кирпичной кладки сделало церковь Сретенья одним из самых удивительных памятников Ярославля. Спустя три года Николай Иванович построит для Дунаева роскошный дворец на Дворянской – знаменитый дом с атлантами. Миллионер Пастухов закажет Поздееву дачу на Волге (ныне санаторий «Красный Холм»), а совладелец Ярославской Большой мануфактуры Н.В. Игумнов поручит возведение своего московского особняка (с 1938 года в бывшем доме Игумнова размещается посольство Франции, ул. Якиманка, 43). И повсюду – в столице ли, на Волжском ли берегу – тот же безупречный стиль, тот же характерный почерк мастера, та же теплота и щедрость оживающей в камне русской души. Однако блестящая карьера и полная творческих замыслов жизнь Поздеева оборвалась на взлете. Еще до окончания строительства часовни 36­летний архитектор заболел туберкулезом, а через два года смерть любимой жены окончательно сломила Николая Ивановича. В 1893 году Поздеева не стало.

Ровно через 30 лет та же страна, что с воодушевлением возводила храмы в честь чудесного спасения царской семьи, расстреляет ее в подвале купеческого особняка и воздвигнет новые, революционные алтари. Тот же город, что восхищался талантом Поздеева, спустя сто лет закроет глаза на череду таинственных поджогов, уничтоживших дом архитектора. Однако еще живы голоса минувшего. Изумительные храмы, воспрянув духом после реставрации, снова стали символами Ярославля, и даже в Москве, на Якиманке, среди сотен чужих лиц нам будто старый друг улыбнется роскошный терем – сказочный, поздеевский, возведенный с любовью к России.
Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе