13 января 1703 года в Москве из-под печатного станка вышел один из первых номеров российской газеты «Ведомости».
Среди многих нововведений Петра I это осталось одним из самых долговечных.
Газетное дело с того времени в России не умирало, поэтому 13 января сегодня принято считать датой возникновения отечественной журналистики.
«День российской печати» — историческая неточность?
Указом от 16 декабря Петр I постановил: «По ведомостям о военных и всяких делах, которыя надлежат для объявления Московскаго и окрестных Государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ без мотчания, а из Монастырскаго приказа те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы послать из Монастырскаго приказа памяти».
Один из первых экземпляров «Ведомостей»
На самом деле, как утверждают исследователи, первые номера «Ведомостей» появились на свет ещё в 1702 году, почти сразу после указа Петра. Однако эти номера принято считать пробными, поскольку они сохранились только в виде рукописных копий и были обнаружены относительно недавно. Первый же экземпляр газеты, дошедший до нас в печатном виде, датируется 2 января (13 января по новому стилю).
Петр I — инициатор, редактор, автор и критик «Ведомостей»
Петр I, будучи умелым политиком и талантливым стратегом, стал издавать собственную газету в самое нужное время. К 1702 году русские войска уже потерпели ряд серьёзных поражений в Северной войне. Нарва, где русские оставили практически всю свою артиллерию и до 7 тысяч убитыми, пошатнула веру народа в быструю победу над войсками Карла XII. Петровские «Ведомости», по оценкам историков, создавались как раз для того, чтобы убедить общество в возможности победы в Северной войне. Об этом свидетельствуют и материалы, которые публиковались в «Ведомостях»: так, например, в первых декабрьских номерах сообщалось об успешных боевых операциях, о захвате вражеской артиллерии и о согласии главы Калмыцкой орды предоставить в распоряжение Петра 20 тысяч своих солдат.
«Ведомости» от 28 июня 1711 года
Не случайно «Ведомости» принято называть именно петровскими. Это говорит не только о том, что газета появилась во время царствования Петра, но и о том, что будущий император лично участвовал в создании газеты. Некоторые экземпляры до сих пор хранят следы правки, которую делал сам Петр. Он, как доказали исследователи, зачастую даже сам предоставлял тексты для публикации, иногда запрещал печатать что-либо, находил также время и для того, чтобы критиковать некоторые выпуски газеты.
Как выглядела первая в стране газета?
В первую очередь «Ведомости» были изданием крайне непостоянным: не было ни четкого формата, ни заданного тиража, ни строгой периодичности выпуска, ни определенной цены, ни даже единого названия (из номера в номер газета могла называться по-разному: были и «Ведомости Московского государства», и «Российские ведомости», и «Реляции», и «Эссенция из французских печатных газетов»). Иногда «Ведомости» и вовсе выдавались народу бесплатно. И даже написание букв в связи с введением в 1710 году Петром гражданского шрифта изменилось. Объём газеты в разное время составлял от 2 до 22 страниц.
Реляция о победе в морском сражении у полуострова Гангут, опубликованная в «Ведомостях»
Первая русская газета была изданием сугубо официальным, об этом свидетельствует и то, что «Ведомости» проходили предварительную (то есть ещё до публикации) цензуру. В основном петровские «Ведомости» представляли цепочку лаконичных сообщений из различных мест, причем большая часть их материалов бралась из зарубежных изданий. Основной жанр, в котором работали первые российские журналисты — реляция (донесение о происшествиях во время войны). В газете в первые годы её существования публиковались сподвижники Петра: Б. Куракин, П. Толстой, А. Долгорукий и Ф. Головин.
Приключения французского короля в «Ведомостях»
«Ведомости» выходили тиражом от 500 до 4000 экземпляров. Сейчас эти цифры кажутся смешными, но для того времени такой тираж был достаточно большим. Так, например, легендарный «Современник» Некрасова спустя практически полтора столетия выходил тиражом в 3100 экземпляров. Однако к 1724 году тираж «Ведомостей» стал уже действительно маленьким: один из номеров вышел в количестве 30 экземпляров. Это, вероятно, объясняется тем, что читатель ещё не приобрел настоящей привычки к чтению.
Первый номер «Санкт-Петербургских ведомостей» на русском языке
С кончиной Петра I история «Ведомостей» не оборвалась: в 1728 году издание было передано в ведение Академии Наук, а сама газета стала именоваться «Санкт-Петербургскими ведомостями». С таким названием газета просуществовала до 1914 года, затем вместе с переименованием города сменилось наименование и у издания: теперь перед читателем предстали «Петроградские ведомости». В октябре 1917 года, когда к власти пришли большевики, газета перестала существовать. Издание было возобновлено только в 1991 году: современная версия — крупнейшее ежедневное издание Северо-Западного региона.
Предшественник петровских «Ведомостей»
Можно, кстати, заметить, что в петровском указе нет ни слова о газете, речь идёт только о каких-то «курантах». Все дело в том, что в Московии, как и в других европейских государствах, появлению первых печатных газет предшествовали рукописные издания, в которых помещались сведения о политических и экономических событиях. Так что в этом плане «Ведомости» нельзя назвать первым изданием, поскольку русские рукописные газеты возникли ещё приблизительно в 1600 году, и назывались они именно «Курантами» (от фр. Courant — текущий).
Рукописные «Куранты» за 1631 год
«Куранты», однако, меньше всего были похожи на современную газету и даже на «Ведомости». Прежде всего потому, что они носили характер государственной тайны, и распространение информации, которая была в «Курантах», было недопустимо. Первые рукописная газета составлялись с помощью ряда агентов-осведомителей, которые проживали в европейских странах. «Куранты» выпускались в единственном экземпляре и читались царю Михаилу Федоровичу, иногда же боярам разрешалось стоять под дверью и слушать, что читают царю.