ЦЕЛУЮ РУЧКИ И ВСЕГДА ВСПОМИНАЮ

Листая историю Ярославля, невольно обращаешь внимание на то, что в русской литературе редко встретится имя, которое не было бы так или иначе связано с нашим городом. Я имею в виду не тех, кто родился на нашей земле, а тех, кто соприкоснулся с Ярославской землей. Достоевский, Лев Толстой, Тютчев, Салтыков-Щедрин, Чехов, Иван Аксаков, Цветаева, Маяковский... Список этот можно долго продолжать. Совсем недавно он пополнился для меня еще одним именем - Николай Гумилев. А дело было так...

ЯРОСЛАВСКИЙ СЛЕД НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА

Во время своей учебы в Литературном институте пересеклась я с поэтом, бывшим на курс выше меня,  Владимиром Полушиным. Пути наши разошлись, и не думала я, не гадала, что они когда-нибудь сойдутся вновь. Мы нашли друг друга в интернете, совершенно случайно. И оказалось, что помним друг друга хорошо. Завязалась беседа, и выяснилось, что помимо стихов доктор исторических наук Владимир Леонидович Полушин занимается еще и литературоведческой работой. Это крайне заинтересовало меня еще и потому, что основным исследовательским зерном этой работы был горячо любимый мною Серебряный век. Обменялись мы подарками. Я получила от Полушина в том числе и огромный фолиант «Гумилев: Семейная хроника. Летопись жизни и творчества Н. С. Гумилева».


Гумилев - фигура в русской поэзии трагическая. Впрочем, в русской поэзии, кажется, и не было не трагических фигур. «Для стихов планета наша мало оборудована», - писал Маяковский. А уж Россия оборудована для них и того меньше. Бурная жизнь этого вечного конквистадора, искателя приключений, человека чести долгое время находилась под политическим запретом. Возможно, мы бы и вовсе не  услышали этого имени в годы застоя, если бы не тот факт, что Гумилев был мужем Ахматовой. Анну Ахматову замолчать было невозможно, и Николай Гумилев числился как бы при ней. Книга Полушина является первым глубоким исследованием жизни некогда опального поэта. 


Теперь о Гумилеве говорят громко, открыто, и потому я не стану останавливаться на фактах его биографии. Меня привлек в его семейной хронике ярославский след. Признаюсь вам, весьма романтический след. О бурных романах Гумилева слагают нынче были и небылицы. Что там правда, что нет, разбираться не стоит труда. Но вот ярославский след сомнению не подлежит.


ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ К МЕЛЬПОМЕНЕ


13 января 1912 года в только открывшемся, широко известном ныне петербургском поэтическом кафе Бориса Пронина «Бродячая собака» отмечали юбилей мэтра символизма Константина Бальмонта. На этом вечере Николай Гумилев познакомился с актрисой театра Мейерхольда Ольгой Высотской. Мало ли с кем из женщин встречался Гумилев! Он умел производить впечатление, умел ухаживать, умел нравиться. Но Ольга Высотская стала матерью младшего сына Гумилева - Ореста. А значит, встреча эта заслуживает того, чтобы упомянуть о ней наособицу.


Ольга Николаевна Высотская была дочерью директора Ярославской гимназии, в которой работал учителем и ее младший брат Николай.  В начале ХХ века Ярославль слыл театральным городом, сюда на гастроли приезжали такие именитые актеры, как Мамонт Дальский, Орленева, Комиссаржевская. Неудивительно, что Ольга Высотская была очень увлечена сценой. Она была среди зрителей, когда отмечался 100-летний юбилей театра. На празднование этого юбилея в Ярославль приехал московский Малый театр с постановкой «Горе от ума».


Родители видели увлечение дочери театром и не препятствовали ему. К тому времени предубеждение, что дворянам неприлично быть актерами, уже изживалось. Ольга уехала в Москву. Дебют юной актрисы состоялся в маленькой, ничем не примечательной труппе. Однако на Ольгу обратили  внимание, и она стала участницей известной драматической школы Адашева. Уже через год Ольга Николаевна держала конкурс в сотрудники Художественного театра. На первом туре ее прослушал сам Станиславский и одобрил. А вот на втором туре Ольга срезалась, ибо попала на прослушивание к Немировичу-Данченко, который не очень-то любил соглашаться с мнением Станиславского. Так, оказавшись меж двух огней, Ольга оказалась без вины виноватой. Но это не смутило юную актрису, она уехала в Петербург, где поступила в драматическую студию известного в ту пору театрального деятеля Евреинова и успешно ее закончила. Здесь-то ее и заметил Всеволод Мейерхольд и пригласил в свой театр, где Высотская была на ведущих ролях.


Вращаясь в артистических кругах, она вела богемный образ жизни. Познакомилась с Александром Блоком, Анной Ахматовой, Михаилом Кузминым, Корнеем Чуковским, Алексеем Толстым.


РОКОВАЯ ВСТРЕЧА


Встреча с Гумилевым в «Бродячей собаке» перевернула всю жизнь Ольги Высотской. Стоит напомнить, что в это время уже наметилась серьезная трещина в отношениях между Гумилевым и Ахматовой. Поэт искал новых впечатлений. И нашел их в лице Ольги Высотской. Роман их длился не сказать чтобы долго. Правда, весной 1913 года Ольга Николаевна еще получала знаки внимания от Николая Гумилева. Находясь в своей последней африканской экспедиции, 18 апреля 1913 года из Порт-Саида Гумилев послал Ольге Николаевне открытку, на которой написал: «Целую ручки и всегда вспоминаю, напишите в Порт-Саид в июле месяце, куда привезти вам леопардовую шкуру. Н. Гумилев». На оборотной стороне открытки было написано стихотворение «Ислам» с посвящением Высотской:


В ночном кафе мы молча


пили кьянти,


Когда вошел, спросивши


 шерри-бренди,


Высокий и седеющий


эффенди,


Враг злейших христиан


на всем Леванте...


13 октября 1913 года у Ольги Высотской родился сын Орест. В это время Николай Гумилев уже был в Петербурге, где с сентября жил со своей женой Анной Ахматовой на Васильевском острове, в Тучковом переулке. Он вел все такой же богемный образ жизни, учился в университете, проводил время в «Бродячей собаке», выступал, занимался с молодыми поэтами в Цехе поэтов, готовил акмеистские издания к публикациям. Ему было не до проблем Ольги Высотской. От Ахматовой Гумилев скрыл факт рождения сына.


Ольга Николаевна Высотская покинула Петербург навсегда. Сам Орест Николаевич, с которым Владимир Полушин не раз встречался в Тирасполе, считал, что Гумилев вообще не знал о рождении сына. Только летом 1914 года Ольга Николаевна написала Гумилеву письмо на адрес редакции «Аполлона». Когда Гумилев зашел туда, письмо ему передали. Но тут уж было не до семейных разбирательств - началась Первая мировая война.


Вскоре Ольга Высотская вместе с сыном перебирается в свое родовое имение Куриловка Курской губернии. Все годы войны она прожила здесь с сыном.


Мальчик рос, и вскоре ему понадобились документы. Какую фамилию дать сыну? Мать оттягивала разговор.  Лишь когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, Ольга Николаевна сказала ему, что его отец убит большевиками и было бы опасно носить его фамилию. Дядя Николай был крестным Ореста, так что отчество совпадало, а фамилию парень получил по дяде и матери - Высотский.


БРАТЬЯ


Орест Николаевич до 1937 года и не подозревал о том, что у него есть родной брат Лев. По словам Ореста Высотского, не знала о том и сама Ольга Николаевна.  Лишь когда Орест Николаевич вместе с женой Екатериной и маленькой дочкой Ией приехали жить в Царское Село и поселились благодаря хлопотам матери в квартире знаменитой до 1917 года Паллады Олимповны Гросс, он узнал многое о своем отце, в том числе и то, что его брат Лев живет вместе со своей матерью в Петербурге.


Братья встретились, и Ореста Николаевича пригласили  в дом Ахматовой, которая жила тогда с искусствоведом Николаем Пуниным. Высотского здесь встретили благосклонно. Оба брата писали стихи. Они подружились. В свободное время Лев приходил на квартиру к Оресту, который жил на ту пору с семьей в общежитии лесотехнического техникума в Ломанском переулке. Они вместе шли пить пиво и, сдувая пену, читали друг другу стихи. Орест Николаевич так и не опубликовал при жизни ни одной своей строчки. Лишь после его смерти Владимир Полушин напечатал несколько его поздних стихотворений.


В рукописном сборнике, озаглавленном просто «Стихи» и подаренном Орестом матери в августе 1940 года, есть стихотворение, посвященное брату Льву Гумилеву, написанное в вагоне поезда в 1938 году:


Мелькают зданья,


фонари, мосты,


Идущие неторопливо


 люди...


Какой еще мне надобно


 мечты,


Каких еще трагических


 прелюдий?..


ПОЗНАКОМИЛИСЬ В ТЮРЕМНЫХ ОЧЕРЕДЯХ


В 1938 году братья иногда встречались и в комнате у Льва. Бывало, что к ним приезжала Анна Ахматова. Они слушали стихи Ахматовой, читали ей свои. Одна из таких встреч братьев была прервана звонком. Это было ночью 10 марта 1938 года. Вошедшие в дом чекисты предъявили Льву Николаевичу ордер на обыск и арест. Когда в четыре утра Льва уводили, он подарил Оресту портсигар из карельской березы. Орест недолго продержался на свободе: 4 апреля этого же года он был арестован, и начались допросы в тюрьме на Шпалерке. Здесь в очередях на тюремные передачи и встретились в первый раз Анна Ахматова и Ольга Высотская. Здесь и подружились. Потом они часто общались, переписывались, и Анна Андреевна подарила Ольге Николаевне не одну свою книгу.


Братья встретились снова лишь летом 1939 года в «Крестах». Орест Николаевич увидел брата через глазок своей тюремной камеры. Гумилева, остриженного наголо, вели по коридору. Вскоре Лев Николаевич получил срок и исчез. Оресту повезло: 29 сентября 1939 года после полуторагодового пребывания в тюрьме он был освобожден за недоказанностью вины.


Август - знаковый месяц в жизни Гумилевых-Высотских. 25 августа был расстрелян Николай Гумилев. 6 августа 1941 года в семье Ореста Высотского родился сын, которого назвали в честь деда - Николаем. Умер он 3 августа 1991 года. В конце августа 1992 года, ровно через год после его смерти, Орест Николаевич стал жаловаться своим домашним, что слышит голос умершего брата: «Меня зовет Лев! Я должен ехать навестить его могилу». В дороге он получил пищевое отравление, но не обратил на это внимания. Через несколько дней, когда он вернулся в Кишинев, состояние ухудшилось.


Он умер 1 сентября 1992 года - в первый же послеавгустовский день. Не лишне упомянуть и тот факт, что сыновья Николая Гумилева - Лев Гумилев и Орест Высотский - умерли в один год. Лев Николаевич умер 15 июня 1992 года. Есть в этих совпадениях нечто мистическое, нечто в духе Николая Гумилева.


На снимках:  Ольга Высотская (1913 г.); автор книги (крайний слева) с семьей Ореста Высотского (1990 г.).


Фото из архива поэта,


доктора исторических наук


Владимира ПОЛУШИНА.

Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе