«Спорная» история и современность

В сегодняшнем современном мире гуманитарная наука переживает новое рождение, и ведущую роль в этом перерождении занимает историческая наука. Однако, к сожалению, это перерождение носит дилетантский характер. Все чаще на арене исторической науки появляются псевдоисторики, которые с лозунгом «историки вам врали, а мы расскажем правду» захватывают головы необразованных в историческом плане людей. Полки книжных магазинов завалены работами Фоменко, Носовского, Суворова, Радзинского, различных других «историков» с именами Доброслав и Огнеслав и т.д., которые доходят до того, что относят славян к этрускам, а уж про фальсификацию исторических источников можно написать отдельную работу.

Кстати, интересно отметить, что фальсификацию как феномен уже изучают отечественные историки. В 2011 году даже вышел сборник статей, посвященный фальсификации исторических источников. Почему же такой популярностью у простого народа пользуются лжеисторики, а не профессионалы? Дело в том, что простой человек (назовем его условно homodivanikus) – так устроен, что он хочет знать правду всю и сразу, он никогда не поймет того, что есть различные точки зрения на один и то же событие, что в истории, а особенно древней, многие вещи строятся на уровне догадок, что в истории больше вопросов, чем ответов.


Однако в популярности лжеисториков среди homodivanikus виноваты зачастую и сами историки. Мы в какой-то степени закрылись от людей и пишем только для самих себя, сложным языком, который поймут только наши коллеги, используем сложные методы для нахождения ответов на поставленные вопросы. Этим и пользуются профаны, которые пишут просто, делая ссылки на «исторический источник», который был недавно совсем открыт и историки его скрывали. На их лозунг «вот тут правда!» легко клюет homodivanikus, который хочет радоваться тому, что наши корни уходят на несколько тысяч лет назад, что мы потомки этрусков, ариев и майя вместе взятых, что наш язык – прародитель всех языков… Читая весь этот псевдоисторический бред, он открывает для себя, что он язычник, а «еврейская религия» была насажена специально сверху, дабы подавить великий свободолюбивый дух славянина.


И все эти мифы нарастают вокруг человека, как снежный ком, где в итоге он сам не знает, где правда, а где ложь, но в одном уверен точно – все историки нам врут и скрывают правду! Значит, есть те, кому это выгодно. Есть те, кто за это платит. Кто распространяет все это.


Все эти тенденции видно не только в России, но в бывших советских странах, достаточно вспомнить Украину и Грузию, где в школьных учебниках Россию рассматривают как тирана, который кровью захватил эти государства, а Б. Хмельницкий и Ираклий рисуются предателями. Безусловно, самый «лакомый кусочек» для таких «историков» - это Великая Отечественная Война. На Западе уже давно определились с тем, кто выиграл войну, в США пишут многотомные труды по тому, как несколько бравых ребят спасли мир от нацистов, а роли СССР во Второй Мировой уделено несколько страниц, в которых всю вину за начало войны возлагают на СССР и пакт Молотова-Риббентропа. Сколько снято за последнее время фильмов, в которых очерняют память советских солдат: о том, как советские солдаты изнасиловали более двух миллионов немок, как готовили детей на убой, как выиграли войну одни штрафники и уголовники, как НКВД только и делало, что искало, кого бы расстрелять и т.д. А наши лжеисторики подхватывают все эти мифы и с радостью пишут о том, что не было героев-панфиловцев, Матросова, Зои Космодемьянской, Гастелло и т.д.


Для чего так необходимо осквернять историю? Вероятно, ответ находится в том, что Война – самая больная и острая для нас тема. Все мы выросли на гордости за подвиг наших дедов. Война связывает все бывшие народы СССР. И сейчас, после того как Союз рухнул, некая сила ищет больные для нас моменты, чтобы как можно больнее ударить и подавить морально, отдалить ещё дальше друг от друга. Нашу Победу стараются у нас отобрать и обвинить нас во всем.


После падения Союза, наблюдается та же самая тенденция, что и после революции: все, что было в Союзе – плохо и ужасно, всех сажали, расстреливали, не давали слово спокойно сказать, кругом Сталин, Маркс, Ленин, а все что до – это самое святое время, время добра и порядка. После падения Союза возникли историки-перевертыши, как, например, Боханов, для которого Николай II – самый святой правитель. Современный кинематограф подхватывает эту традицию, снимая обличительные фильмы про советские лагеря, но при этом ни у кого не возникает желания снять про ссылки инакомыслящих при царе, про кровавое воскресенье. Это не означает, что необходимо огульно восхвалять историю СССР, но нельзя все писать только черным цветом. Ругая большевиков, которые уничтожали храмы и памятники царской власти, homodivanikus сам превращается в того самого большевика, который уничтожает памятники советского периода.


История – это оружие, которое помогает как создавать, так и разрушать. История, безусловно, учит, но только не каждый желает понять эти уроки, не говоря уже о том, чтобы их выучить. Пренебрежение к истории со стороны государства и самих историков ведет к тому, что ею занимаются дилетанты. Совсем недавно начали выпускать «исторический» журнал для всех «Дилетант», спонсирует который самое «честное и либеральное» СМИ – «Эхо Москвы». Суть журнала такова, что любой может написать историческую статью и его опубликуют. Полагаю, что не нужно говорить о том, какого характера туда поступают статьи, все понятно из названия.


Что собой представляет пренебрежение к истории со стороны самих историков? Ответ заключается в следующем – большинство историков не пишут для общей массы людей. Взять, например историка Рыбакова Б.А., ведь у него есть не только труды для научных кругов, но и для обычных людей, которые желают найти ответ на тот или иной вопрос. Сложные научные книги отталкивают homodivanikus, а сложные и непонятные вещи вызывают рано или поздно отвращение или безразличие. Получается, что вина историков в том, что простой народ тянется за лжеистории – есть, и она не маленькая.


Вопрос стоит очень остро. Необходимо поднимать авторитет исторического знания, необходимо, чтобы полки магазинов ломились от работ историков-профессионалов, а не дилетантов. Для этого историческому сообществу необходимо вылезти из своей академической скорлупы. Ни в коем случае нельзя бросать науку, наоборот, ей необходимо заниматься, но так, чтобы и простой народ не оставался в стороне. Если не мы завоюем это влияние, то его завоюют (или уже завоевали) те, кому выгодно клеймить позором нашу историю, наше государство, используя все самые спорные и щекотливые эпизоды российской истории.

Павел Садовников    

Родился 28.08.89 в г. Москва. Студент 4 курса РУДН. Специальность: история.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе