Спас на костях

Храм Спаса на Городу будто специально создан, чтобы любоваться им. Игрушечный – так иногда говорят туристы, ошеломленные прекрасным зрелищем. И мало кто догадывается о страшных тайнах церкви. Храм Спаса на Городу по праву считается одной из самых красивых ярославских церквей.

Подземный ход в центре Ярославля

В юности Владимир Дичин, коренной житель Ярославля, как и все мальчишки, обожал тайны. Тем более что леденящее душу место располагалось совсем недалеко – в нескольких метрах от дома.
– В конце пятидесятых, – рассказывает Владимир Михайлович, – мы дружили с семьей Беловых. Их дом был пристроен к стене храма Спаса на Городу, да так, что прямо из комнаты можно  было проникнуть в алтарное помещение. Естественно, они частенько бывали в полуразрушенном храме. И вот однажды Беловы рассказали, что прямо под алтарем они нашли подземный ход. Представляете, как бились наши сердца, когда мы полезли туда. Запаслись свечами, фонариками и отправились навстречу тайне.
Мы шли под низкими каменными сводами несколько минут – дорога вела куда-то вниз. А потом… мы натолкнулись на водную преграду, дальше идти стало опасно.
Мы возвратились домой с твердым намерением вернуться и разведать, что же это за подземный ход, но время шло, детские забавы закончились, а в храме Спаса на Городу организовали книжный склад. Наверняка подземный ход замуровали. А мне даже сейчас, через пятьдесят лет, любопытно,  куда же вел этот ход.

Покойники в три этажа

С этим вопросом «Родной город» обратился к настоятелю храма Спаса на Городу иеромонаху Сергию.
– Ну ход не ход, а кое-что другое нашли братья, – уверил отец Сергий. – Скорее всего, Владимир Михайлович с товарищами натолкнулись на старинные склепы, которыми богата наша церковь.
История этих захоронений ведет нас в глубокую древность – в ХIII век, именно этим временем датируются первые захоронения. Позже деревянный храм Спаса Преображения, при котором располагалось кладбище, сгорел, и на его месте в 1672 году на средства посадских людей была построена церковь Спаса на Городу.
И все это время на территории храма продолжались захоронения. Возле Спаса на Городу хоронили бедняков и богачей, купцов и «калик перехожих» соответственно их месту в обществе. Купцов провожали со всеми почестями, богато, бедняков зачастую клали в три этажа – места-то немного.
Эти безобразия прекратились в ХVIII веке, когда Екатерина II повелела больше никого не хоронить в городской черте – достаточно случилось к тому времени различных эпидемий. Про кладбище вроде бы благополучно забыли.

Здесь похоронен «сын Дуропинец»

– Вспомнили лишь в 2003 году, когда Спас на Городу передали церкви, – продолжает отец Сергий. – Мы с несколькими энтузиастами тут же начали окапывать, поднимать храм – за много веков он так врос в землю, что окон было почти не видно. Ну и насмотрелись, конечно, всякого!
Например, на южной стороне храма обнаружился старинный склеп с рухнувшими сводами. Он, так же как и склеп, который увидел Владимир Михайлович, был полузатоплен и разрушен.
При попытке выкопать в церкви подвал (а Спас на Городу – уникальный храм, он не имеет подклета, подсобки по-нашему) мы вообще наткнулись на целых три культурных слоя захоронений. На глубине одного метра располагались могилы XVIII века, два метра уносили нас в XVII век. На глубине трех метров лопата звякнула о камень.
Оказалось, что мы обнаружили одну из древнейших в области надгробных плит. Вытаскивать нам ее помогали солдаты из госпиталя. Восемь человек еле-еле смогли вытащить плиту на свет божий. Камень прекрасно сохранился, на нем удалось прочесть надпись: «Лета 1596 преставися раб Божий Феодор Андреев, сын Дуропинец».
А останки, которые мы вообще откапывали в немереных количествах, приходилось сортировать – отделять от кошачьих, собачьих, куриных. И чтобы не тревожить больше покой усопших, отнесли три мешка костей на клабище на Туговой горе и похоронили там по христианскому обряду.

Родной город



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе