Сокровища озера Неро

В нынешнем году Ростов Великий отмечает 1150 лет. Присоединяясь к поздравлениям в адрес юбиляра, мы продолжаем серию публикаций по истории этого удивительного края. Сегодня «Родной город» отправляется в глубины истории на поиски загадочных сокровищ знаменитого озера Неро.
Вид на кремль.

Наследие ледника
Во все времена жизнь Ростова Великого была неразрывно связана с водной стихией. Изобилуя рыбой, снабжая местных огродников залежами плодородного ила, Неро всегда было кормильцем для города. В водах озера приняли крещение жители Ростова, и именно оно связывало город с важнейшими торговыми путями Древней Руси. Город, выросший на озере, окружил его множеством поверий и легенд. Неудивительно, что и сегодня Неро остается одним из самых загадочных персонажей ростовской истории.
Возраст озера Неро – около 500 тысяч лет. Его воды помнят не только основание Ростова, но даже ледниковый период. Именно ледник, тая и отступая, сформировал этот удивительный водоем.
 В те незапамятные, не знавшие человека времена озеро было гораздо глубже и крупнее, занимало около 750 кв. км. Однако и сегодня, уменьшившись почти в 15 раз, Неро является крупнейшим озером Ярославского края. Длина его береговой линии составляет 48 км, а площадь – 54 кв. км. Удивительно, что при таких размерах глубина великого озера кажется до смешного скромной – в среднем чуть больше метра. Летом большая часть озера зарастает водорослями, а вода в нем не слишком пригодна для питья. Зато на дне простираются колоссальные залежи ила, уходящие вглубь почти на 20 метров. Для ростовской земли озерный ил – сапропель – оказался залогом плодородия. Многовековые илистые отложения, богатые гумусом, являются естественным удобрением, на 40 % повышающим урожайность почвы.
Однако не только этот секрет таится в глубинах Неро. Говорят, что на дне, в объятиях ила, скрываются ростовские богатства – золотые ворота, церковная утварь, старинные украшения и оружие… Нередко вспоминают и ценности, которые поляки якобы пытались вывезти во время Смуты, да не сумели и бросили в озеро. Да что золото! Даже древесина, столько лет пролежавшая на дне озера, становилась ценной – мореной. Кто знает, сколько сокровищ берегут для потомков невозмутимые озерные воды!

Загадочное слово «Неро» 
Илистые залежи и топкие берега дали имя ростовскому озеру. В угро-финском языке слово «Неро» означает «илистое, болотистое». Однако в народных легендах название озера нередко толкуется иначе. Например, в сказочных преданиях об основании Ростова Великого, записанных краеведом Александром Артыновым, имя Неро носит то изборский князь, переселившийся в наши края вместе со своим семейством, то мудрый старец, помогающий вандалу Россу.
Есть и другая любопытная легенда, связывавшая возникновение слова «Неро» с эпохой монголо-татарского завования. Однажды, во время одного из вражеских набегов, рассказывает легенда, Ростов был разрушен и сожжен дотла. Но прошло время, и город возродился из пепла. Враги, не подозревая об этом, вновь двинулись на Ростовскую землю, надеясь на легкую добычу. Руководил ими старый воин, участник предыдущего похода. Когда захватчики вышли из леса на берег, то неожиданно увидели над озером прекрасный город. Старый воин был изумлен. Это не мог быть тот город, который он оставил в руинах. «Это не Ростов!» – хотел крикнуть он спутникам. Но не успел. Пущенная с ростовской башни стрела вонзилась ему в горло, оборвав фразу на полуслове. «Это не Ро…» – услышали воины предсмертный стон своего предводителя. Старик рухнул в озеро. И озеро это с тех пор так и прозвали – НЕРО.
Легенды легендами, но в старину у нашего озера существовали и другие имена. Племя меря, населявшее эти земли в VII – XI веках, называло озеро не только Неро, но и по-другому – Каово. В переводе с угро-финского языка это название можно истолковать как «место, где обитают чайки». А вот официальное название озера, употреблявшееся в документах при ростовских и великих московских князьях, было незамысловатым. В грамотах oзеро звали просто «Ростовским».

Царская рыбалка
Удивительное озеро Неро питают 17 рек и речушек, а вот вытекает из него лишь одна – Векса. Соединяясь с рекой Устье, Векса превращается в Которосль, спешащую на встречу с Волгой. Именно по этому водному пути следовали в старину купеческие караваны, а в 1010 году отправился к устью Которосли и ростовский князь Ярослав с дружиной. Окончание этого похода ярославцам известно. Однако озеро Неро служило не только водными воротами Ростова Великого.
Издавна местных князей, а затем и царей привлекало обилие рыбы в ростовском озере.
«Ерш со щукою, мелка плотичка с карасиком, красноперый окунь с налимами, еще сом-рыба когда жалует… с язем рыбой и с лещом…» Так описывает подводное «население» озера старинная народная песня. Рыбная ловля здесь долгое время была царской привилегией, а само Неро принадлежало не ростовцам, а государевой казне. Исключительное право пользоваться водами озера цари жаловали тем или иным лицам в качестве щедрого вознаграждения за службу. До конца XVII века в Ростове существовала особая Рыболовная слободка, жители которой должны были поставлять рыбу к царскому столу. Остальные ростовцы не имели права отлавливать рыбу в «промышленных масштабах», а для рыбалки пользоваться только «удой» (удочкой).

Чем мы не море?
Петр Первый тоже любил порыбачить на досуге, однако в праздности царя-реформатора видели редко. В ростовских краях Петр Алексеевич впервые оказался еще юношей, вынашивая идею создания российского флота. На старом ботике он прошел всю Яузу, вскоре показавшуюся царственному моряку тесноватой для «водяной потехи». Начал было Петр осваивать подмосковный Измайловский пруд, но и здесь, как признавался сам, «немного авантажу сыскал, а охота стала от часу быть более».
Под предлогом поездки на богомолье в 1688 году он отправляется по старинному Архангельскому тракту, чтобы найти подходящий водоем для строительства первой своей флотилии. Ростовское озеро Неро давно манило юного Петра: 12 верст от берега до берега – не озеро, а настоящее море! Царь заранее предвкушал встречу с ростовским озером. Однако уже первое купание не на шутку разочаровало столичного гостя – ноги вязли в липком иле, болотистые, заросшие берега навевали тоску. В сердцах Петр обозвал Неро «грязной лужей» и, повернув обратно, уехал строить свой флот в Переславль, на Плещеево озеро. Мечте о ростовской флотилии так и не суждено было сбыться...
Тем не менее корабли по ростовскому озеру все же ходили. Издавна здесь плавали и на маленьких лодках, и на больших гребных и парусных «соминах». Любопытно, что долгое время исключительное право на перевоз по озеру принадлежало крестьянам села Угодичи. За плату они доставляли пассажиров и грузы с одного берега озера на другой. Этими услугами часто пользовались, поскольку хорошей дороги вокруг озера никогда не было.

Словно Китеж-град…
В 1883 году по линии «Ростов – Угодичи» открылось пароходное движение. Первый пароход принадлежал богатому купцу Емельянову и назывался «Емельян», что было логично, но не слишком оригинально. Однако даже Емельянову, прежде чем отправить свое судно в первый рейс, пришлось сначала заплатить Угодичам изрядную сумму за право перевоза. В XX веке уже более современные пароходы продолжали ходить по озеру Неро до 1960-х годов. Даже последний из них не стоял без дела, оправдывая свое имя «Ударник».
Сегодня прогулки по Неро по-прежнему популярны. Прокатиться здесь можно как на лодке, так и на небольшом теплоходике. Смеем заверить, что редкий гость Ростова остается равнодушным к изумительным пейзажам, открывающимся взгляду с воды. По берегам, отражаясь в воде, возвышаются башни и главы Ростовского кремля, красуются древние монастыри – Спасо-Яковлевский, Рождественский, Авраамиев… Словно сказочный град Китеж предстает Ростов Великий над водной гладью. А таинственное озеро, пережившее полмиллиона лет, все еще хранит свои секреты, убаюканное в объятиях города, вышедшего из его вод.

Родной город
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе