Матрешка появилась в середине 90-х годов XIX века, между 1893 и 1896 годами. И стоила от 6 до 8 рублей за штуку. С годами цена ее упала до 35 копеек, что говорит о начале массового промыслового выпуска игрушки.
Удивительно, но на первых порах матрешка не была столь популярна как сейчас. Она стояла в ряду множества подобных изделий «русского стиля».
У истоков создания первой матрешки стояла семья Мамонтовых. Брат мецената Саввы Ивановича Мамонтова – Анатолий Иванович Мамонтов с женой Мариной Александровной – держали в Москве мастерскую с магазином «Детское воспитание», где и появилась новая игрушка.
ЛЕОНТЬЕВСКИЙ ПЕР. ВИЛ В СТОРОНУ НИКИТСКОЙ БОЛ. УЛ.
А в 1900 году матрешку уже ждал успех. Марина Александровна была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки в Париже – за игрушки, среди которых была и матрешка.
К сожалению, точное имя создателя первой матрешки кануло в лету. Нет никаких письменных свидетельств. Некоторые исследователи называют создателем матрешки В.П.Звездочкина. О создании игрушки сам токарь рассказывал так: «…Увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и попробовал сам выточить подобие человеческой фигуры. А.И.Мамонтов требовал новых и новых образцов. Выточенная фигурка сначала имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая», то есть не раскрывалась». По словам Звездочкина, именно он придал игрушке женские очертания и формы. А Мамонтов одобрил идею с вкладышами.
Но что же послужило прообразом самой «чурки» для матрешки. Здесь не обошлось без Японии. Деревянные игрушки с росписью – из страны восходящего солнца – и стали теми образцами, которыми воспользовались «мамонтовские» мастера.
Японские «кокейси» представляли собой разъемные вкладные фигурки, изображающие восточных мудрецов. Возможно, кокейси и, правда, повлияли на замысел матрешки. Но становление ее происходило уже на почве русского искусства и на базе народного ремесла.
Существует и русская версия рождения «чурки» для матрешки. В конце XIX века в моде были пасхальные яйца, к созданию которых привлекались известные художники. Им посвящались даже специальные заседания Художественного совета в Кустарном музее. Собственно, принцип сборного яйца с 3-5 вкладышами и мог лечь в основу матрешки. А «расписные яйца с ликом Богоматери или Христа вполне могли подсказать и изобразительный замысел деревянной женской фигурки-матери.
Именно «материнское» в игрушке определило и ее название. В деревне женское имя Матрена с корнем «мат» было самым распространенным. От него веяло добротой и родительской лаской. Но кто точно нарек игрушку этим именем — сказать уже невозможно.
В 1910 году слово «матрешка» еще брали в кавычки – как непривычное для горожанина. Но уже совсем скоро слово стало нарицательным. Оно живет своей жизнью и даже не переводится на другие языки.
Название и форма новой игрушки определили и стиль ее оформления. Известного художника, архитектора и графика Сергея Васильевича Малютина называют автором росписи первой матрешки. Документально это не подтверждено до сих пор. Но, как считают искусствоведы, четко угадывается художественный почерк Малютина, увлекавшегося фольклором и русской стариной.
Благодаря яркой росписи матрешка в одночасье стала игрушкой-сувениром и визитной карточкой страны. Мастерская Мамонтовых уже не справлялась с заказами из-за границы. Магазин выкупил С.Т.Морозов и построил его филиал в Сергиевом Посаде. Уже в 1911 году здесь значится 21 наименование матрешек.
Что уж говорить о настоящем времени. Матрешку можно найти везде. Правда, от старых времен осталась лишь форма.
Анастасия Некрасова