Преподобный Максим Грек: монах-оппозиционер

Как один афонский грек встал против всех московских бояр.
3 февраля Православная церковь чтит память преподобного Максима Грека, чью историю можно с полным правом назвать удивительной. 
Преподобный Максим Грек.
Источник: vidania.ru


Афонский монах Максим был послан на Русь править духовные книги, хотя не знал языка. Когда он овладел им в должной мере, то обрушился с критикой на князя и верхушку власти.



От турок к латинянам

До пострига его звали Михаилом Триволисом. Он родился в греческом городе Арта около 1475 года, спустя почти четверть века после захвата Константинополя турками. Это событие во многом определило его дальнейший путь: спасаясь от владычества магометан, Михаил оказался сначала на острове Корфу, принадлежавшем в то время Венецианской республике, а затем во Флоренции и Милане.

В Италии он получил прекрасное образование, изучил несколько языков. Там же, по его собственным словам, на время увлекся астрологией, в чем потом, уже будучи в Москве, открыто каялся. В Италии в годы его юности умами властвовал доминиканский монах Савонарола. Он открыто обличал людские пороки, тягу к роскоши и не боялся критиковать папу, за что в итоге был приговорен к повешению. Историки церкви Антон Карташев и Петр Знаменский отмечают исключительное влияние Савонаролы на жизнь будущего подвижника. Когда Михаил позже окажется в Москве, он поведет себя точно так же, как вел себя яростный доминиканец, не боясь обличать боярскую верхушку, а вместе с ней и царскую власть.



Афон

Истории неизвестно, почему Михаил в итоге оказался на Афоне. Есть сведения, что незадолго до этого он пытался принять постриг в католическом монастыре (подобно Савонароле), но уже через год подвизался в Ватопедском монастыре на Святой Горе и был пострижен с именем Максим.

«И без внешних данных все понятно: глубокую, даровитую душу грека не суждено было перековать на чужой лад даже всеми культурными чарами чужого "парадиза"», — объясняет этот поступок Антон Карташев. Душа грека затосковала и покорилась зову праотеческого Востока, отринув, как неверные, католическое и униатское учения.

Год прибытия Максима на Афон — примерно 1505-й. В это время в далекой Москве происходило следующее: в самом разгаре был богословский спор между «стяжателями» и «нестяжателями» (первые выступали за право монастырей владеть землей, вторые ратовали за отсутствие монастырской собственности), и только-только была побеждена ересь жидовствующих (проникшее в ряды русского духовенства учение с элементами иудаизма).

Москве нужны были ученые монахи, требовался для выяснения спорных вопросов перевод духовных книг. С этой целью в 1515 году отправили посольство на Афон от великого князя московского Василия III. Изначально планировали увезти в Москву знатока языков инока Савву, но тот отказался по причине старческой немощи, и тогда выбор пал на Максима, который к тому моменту хотя и не владел русским языком, но уже прославился своей ученостью. В помощь ему дали двух монахов-писцов, один из которых, болгарин, должен был учить Максима языку.

В Москву со Святой горы ехали два года. В 1516 году надолго остановились в Константинополе, оттуда перебрались в Крым и лишь к марту 1518-го оказались в столице русского государства. Князь и митрополит приняли ученых мужей с большой честью, отмечают историки.



Обличение

По прибытию в Москву Максим занялся в первую очередь переводами. Он перевел с греческого толковую Псалтирь — сводное толкование разных Отцов Церкви, толкование на Книгу Деяний, беседы Златоуста, некоторые из сочинений Симеона Метафраста, писателя X века, ряд ветхозаветных книг.

 «Такая исключительно ученая деятельность его продолжалась, впрочем, недолго, — пишет Петр Знаменский. — Сделавшись авторитетом современного общества, он невольно должен был прислушиваться ко всему, что около него делалось, и на все отзываться живым словом».

Первыми полемическими сочинениями Максима стали слова против ереси жидовствующих и латинян. Но уже вскоре он стал обличать и нравственный упадок, царивший в Москве: придворные смуты, неправый суд, притеснения сильными слабых, пьянство и разврат. «Будучи поражен противоречием между внешней набожностью и нравственной жизнью русского народа, он выставлял эту черту общественной религиозности с особенной резкостью», — пишет Знаменский.

Обличения задевали патриотическое чувство москвичей: они полагали, что иностранец не может учить их жизни. К тому же враги появились у Максима и в среде высшего московского духовенства, после того как он в споре «стяжателей» и «нестяжателей» занял сторону последних, а они явно проигрывали диспут. Наконец, дошло и до личного столкновения с великим князем: греческий книжник решительно осудил его развод с неплодной женой и намерение жениться второй раз.

Это стало последней каплей.



Кончина и прославление

После полемики с князем Максима арестовали. В 1525 году он предстал перед Собором, где его ложно обвинили в связях с турецким правительством, ереси и заведомо некачественном переводе книг и их порче. По итогам Собора Максима заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, здесь в заточении он провел шесть лет. Как писал он сам, «морозом и холодом, и дымами, и голодом уморен был».

В 1531 году его вторично вызвали на Собор и предъявили новые обвинения. Антон Карташев пишет, что обвинениями этими были ошибки в русском языке, которые Максим допускал при переводе книг. Их выдавали уже не просто за ошибки, но за ересь. Книжника перевели в Тверской Отроч монастырь, где он провел еще десять лет. Лишь в 1551 году (по другим данным, в 1547-м), после заступничества Московского митрополита Макария перед царем Иваном Грозным опального грека освободили от тюремных уз и перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Известно, что до последнего он надеялся вернуться на Афон. Максим писал прошения царю с просьбой отпустить его, о том же просили за него восточные патриархи, но все просьбы остались без ответа.

Максим Грек скончался в Троице-Сергиевой лавре в 1556 году. Его похоронили у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Поместный собор 1988 года прославил Максима в лике преподобных. В 1990-х в результате археологических работ были обретены его мощи. Сегодня они находятся в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры.
Автор
Михаил Боков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе