«Предъявите билет!» Из истории общественного транспорта Ярославля 2

В прошлом номере мы рассказали о истории трамвая в Ярославле и о том, как этот «железный конь» изменил жизнь горожан. Наш сегодняшний рассказ о троллейбусе.

На Ярославском автозаводе (ныне это ЯМЗ) в начале 30-х годов прошлого века кипела работа по созданию первых отечественных троллейбусов. Здесь создавались шасси для троллейбусов марки ЛК («Лазарь Каганович»), а в 1936 году ярославцы и сами наладили выпуск троллейбуса нового типа – ЯТБ. Целое десятилетие эта модель царила на улицах одиннадцати городов страны, включая Москву. Газеты не скупились на комплименты: «ярославские троллейбусы по изяществу отделки, бесшумности, плавности хода, удобству управления являются украшением столичного транспорта».

Уникальный двухэтажный троллейбус ЯТБ-3,
выпускавшийся в Ярославле.

В 1937–1939 годах ярославцы предприняли уникальный эксперимент: из ворот нашего автозавода вышло 10 двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3. Образцом для них послужил знаменитый символ Лондона – импортированный из Англии «даблдекер». Ярославские великаны (высотой 4,7 метра) считались гордостью столицы. Летом 1939 года при открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ) именно они курсировали по проспекту Мира. Однако на этом карьера ЯТБ-3 закончилась. Двухэтажные троллейбусы оказались не приспособлены ни к русскому климату, ни к русскому характеру. Зимой из-за снега и наледи ЯТБ-3 раскачивался как океанский лайнер, а когда на стадион «Динамо» ехали болельщики, машина шла с заметным креном.

Ярославль, поставлявший троллейбусы всей стране, долгое время оставался «сапожником без сапог». Открытие троллейбусного движения в Ярославле было намечено еще в 1940 году, однако вмешалась война. Вернуться к этой идее удалось лишь спустя 9 лет – в 1949-м. Первый маршрут, сохранившийся вплоть до настоящего времени, был намечен от станции Всполье (ныне Ярославль-Главный) до Красной площади.
Пуск троллейбуса был приурочен к главному советскому празднику 7 ноября, и девять сине-желтых троллейбусов МТБ-82 впервые опробовали ярославский асфальт, прошествовав по центральным улицам города.

В 1949 году по улицам Ярославля
пошли троллейбусы.

Комфортные, бесшумные, элегантные троллейбусы сразу покорили сердца ярославцев. Улица Свободы благодаря шустрым «рогачам» казалась почти столичной магистралью. Cкоро здесь появились еще два троллейбусных маршрута: по кольцу, связавшему Республиканскую улицу, площадь Труда и проспект Ленина, навстречу друг другу пошли 2-й и 3-й троллейбусы. «Двойка» – по часовой стрелке, «тройка» – в обратную сторону.
Особого внимания требовали новые районы, появлявшиеся на карте Ярославля. В конце 50-х троллейбус №4 отправился от гостиницы «Турист» к бывшему селу Иваньково, проложив дорогу в интенсивно застраивающееся Брагино. А через десять лет проспекты молодого района бороздили уже целых 3 троллейбусных маршрута. Не осталась в стороне и южная окраина, где возводился Ново-Ярославский НПЗ. Добраться до промышленного гиганта, находившегося за чертой города, помогали «пятерка» и «шестерка».
Большинство троллейбусных маршрутов сохранились до наших дней. Однако старожилы помнят, как синие троллейбусы курсировали по улицам Трефолева и Некрасова, как ходил на улицу Урицкого 10-й маршрут, закрытый в конце 1990-х. Совсем недавно удлинила свое кольцо «единичка», а 6-й троллейбус сменил на Большой Октябрьской трамвай «трешку». Изменения неизбежны, и к новому привыкается легко. Но, возможно, через пару десятков лет номера забытых маршрутов окажутся кодом, открывающим дверь в наше общее прошлое.
Родной город
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе