Историки описывают средневековый Париж как город, утопающий в грязи, где помои и нечистоты выливались прямо на улицы.
Значит ли это, что древнерусские города выглядели так же?
Новгородские мостовые
Конечно, средневековый Новгород был далек от современных санитарных норм, но новгородцы делали все, чтобы благоустроить свой город.
В середине X века в Новгороде стали стелить деревянные мостовые, причем за государственный счет. Когда дерево затаптывалось и начинало погружаться в землю, поверх стелили новый слой мостовой. На наиболее оживленных улицах насчитывают десятки таких слоев. Прекрасно сохранившееся во влажной новгородской почве, дерево позволяет датировать культурный слой. Кроме того, между мостовыми часто находят потерянные вещицы – ключи, монетки, обрывки берестяных грамот.
Помимо мостовых, строили в Новгороде и другие вполне современные удобства. Прежде всего, это дренажная система, которая позволяла очистить улицы от лишней воды.
Ну и, конечно, первый на Руси водопровод. Все трубы были сделаны из дерева и функционируют до сих пор! Археологи провели эксперимент и выяснили: неповрежденные трубы прекрасно удерживают влагу.
«За Новгород и Святую Софию!»
Через 30 лет после возведения знаменитого Софийского собора в Киеве новгородцы заложили свою Софию. Храм был завершен и освещен в 1050-м году, пять его высоких глав венчали традиционные древнерусские купола – «шеломы», в западном портале помещались кованые «Магдебургские ворота», сделанные в романском стиле. Ворота эти, покрытые искусными горельефами и скульптурами, служили парадным входом в собор.
Новгородцы любили свою Софию и считали, что живут под защитой «божественной премудрости». Ведь София в переводе с греческого – мудрость. Даже городскую казну новгородцы доверяли белокаменным стенам собора, и не мудрено: стены эти толщиной достигали 1,2 метров.
«За Новгород и Святую Софию!» - восклицали новгородцы в бою. И долгие годы божественная премудрость берегла город. Но в 1570-м году Новгород был разорен опричниками Ивана Грозного. По преданию, на крест Софийского собора сел голубь, и, увидев ужасы, творящиеся в городе, окаменел. И по сей день крест с фигуркой голубя возвышается в небе над Новгородом. Легенда гласит, покуда птица не слетит с креста, город будет храним Господом.
Падение Республики
Независимый нрав новгородцев и жадность правящей верхушки сыграли, в результате, решающую роль в падении Республики. Не желая платить дань московскому князю, «золотые пояса» стали искать сближения с его врагом, князем Литовским.
Иван III испугался потенциального союза между Новгородом и Литвой. В 1471 году он обвинил новгородцев в предательстве и двинулся походом на город. Новгородское ополчение и профессиональная армия новгородского епископа встретили врагов на подходе, но в битве на реке Шелони были разбиты войсками московского князя.
Все, чего потребовал Иван III – это признание своего господства и отказа от союза с Литвой. Новгородцы уступили князю, но через несколько лет – в 1478 году – Иван III вновь послал на Новгород свои войска. Его цель – устранить излишне самостоятельную городскую верхушку. Многие новгородские бояре были казнены, других сослали в соседние области в качестве рядовых «служилых людей» (слуг государевых, несущих службу, чаще всего военную, за земельное пожалование). Вместо них Иван III посадил верных ему московских «служилых людей».
И, наконец, Иван III запретил созывать новгородское вече, а чтобы никто не посмел ослушаться, вырвал язык у новгородской свободы – увез в Москву в качестве трофея новгородский вечевой колокол.