Пасха в дореволюционном Рыбинске

Народные шествия, эпатажный витраж, модерновые яйца и Голгофа из ракушек и цветов.
Перенесение плащаницы перед Пасхой


В старину Воскресение Христово было главным праздником народного календаря. Главное настроение Пасхи – светлая радость – оставалось неизменным долгие века. А вот внешний облик ее атрибутов мог меняться. Влияние оказывали технический прогресс и модные веяния. И рыбинские купцы не были бы собой, если бы не поспособствовали этому.



Как удивили архиепископа 

В 1903 году в Рыбинске была освящена домовая церковь, располагавшаяся в верхних этажах детского воспитательного приюта, названного в честь купцов Николая Ивановича Тюменева и Анны Григорьевны Баскаковой (ул. Чкалова, 25). И надо сказать, благотворители не поскупились. Интерьеры и убранство приютской церкви представляли собой уникальный  ансамбль, исполненный в популярном на рубеже веков стиле модерн. Это был смелый шаг.

— Вот Пасхальная тайна засияла в радужно мерцающих стеклах большого витража – крайне редкого для православного искусства произведения, помещенного в алтарном окне приютской церкви. В лучах славы, пронзающих космический ультрамарин неба, предстает Господь в античном облачении, украшенном узорами, напоминающими… русскую народную вышивку(!). Это причуды все того же модерна, впрочем, так ли уж они неестественны? – размышляет над неординарным художественным решением наших предков научный сотрудник Рыбинского музея-заповедника Ирина Хохлова. – Русское религиозное сознание нередко переносило события Священной истории в родную Россию, переживая их как свою боль и свое торжество. Щедро поделиться пасхальной радостью – неотъемлемое свойство русской души и купеческого размаха рыбинцев.

Интерьеры приютской церкви были расписаны артелью учеников Московского Строгановского училища под руководством Владимира Егорова. Позже ему суждено будет стать известным мастером кино-декорационного жанра в уже другой стране – РСФСР. А пока за свою дипломную работу – проект иконостаса приютской церкви – он был удостоен золотой медали.

— Смелое решение вызвало различные суждения. Посетивший еще не открывшийся храм ярославский архиепископ Ионафан был неприятно удивлен непривычными формами его декора, – рассказывает исследователь.


Купец Андрей Семенович Принцев / Витраж В. Егорова из приютской церкви в Рыбинске

 

Какие дарили яички

Крашеное яйцо – главный дар на Пасху. Во всех домах Рыбинска их варили и красили в огромных количествах, от всей души дарили знакомым и родственникам и по традиции трижды целовались – христосовались.

У детей же бытовал целый ворох забав и игр с пасхальными яйцами. Самая любимая – это катание яиц по желобу или по дорожкам, что символически должно было отсылать к камню, скатившемуся с гроба Господня.

Дарили рыбинцы друг другу и сувенирные яйца – на долгую память. В купеческих лавках красовались нарядные яйца на любой вкус и кошелек: из папье-маше и фарфоровые, деревянные и стеклянные, как елочные игрушки, украшенные позолотой и бисером.

В семье рыбинского купца третьей гильдии Андрея Семеновича Принцева хранилась любопытная коллекция резных деревянных яиц в стиле модерн. В восьмидесятых годах ХХ века их передала в Рыбинский музей внучка купца.

Что же в этих яйцах такого замечательного? Они были разъемные и полые, как современный «киндер сюрприз». На одной стороне были вырезаны буквы «Х.В.», а на другой, в овальных медальонах, помещались изображения девочки, девушки и женщины. Все они в народной одежде: сарафане, рубахе и платке. Художник расписал пасхальные дары яркими красками – красной, желтой, белой, зеленой; имелось и золочение. Еще на одном яйце из коллекции Принцева был и вовсе необычный сюжет – одинокая избушка в зимнем лесу. И вновь мы видим живой интерес к народной культуре в духе русского модерна. Такие «модные» сувениры производили в столярных мастерских Сергиев-Посадского уезда на рубеже веков.

Кто же такой этот Андрей Семенович Принцев? Сейчас имя его забылось, а в начале ХХ века было хорошо известно рыбинцам. Это был успешный купец, торговавший железными, скобяными изделиями и предметами быта. Выходец из крестьян, свою карьеру он начал в 16 лет  приказчиком на винокуренном заводе в Мологе. В 1912 году, когда ему было уже 43 года, начал собственное торговое дело, выкупил три большие лавки у  купца Белова. Дела у предприимчивого торговца быстро пошли в гору – по оборотам его фирма занимала в своей отрасли одно из первых мест в Рыбинске. Интересно, что и после революции до самой смерти в 1950-х годах бывший купец продолжал жить в собственном доме на ул. Гоголя, 28. Вероятно, в старом каменном доме долгое время хранились и греющие душу пасхальные яички.



Как видели Голгофу

Особая страница в пасхальной истории – предшествующие ей скорбные дни Страстной седмицы. Без них не случилось светлой радости Воскресения. В 1910-е годы и эти события Священной истории творчески переосмысляются современниками, причем даже в произведениях церковного искусства. Пример тому – очень необычная икона «Распятие», хранящаяся в фондах музея.

— Вот на фоне по-восточному пестрых минаретов и башен Иерусалима возвышается Голгофа с Распятым и плачущими у креста Богородицей и юным любимым учеником Иоанном. Все это с ювелирной тонкостью вырезано из дерева и обрамлено миниатюрными спиралями древесных стружек. В земле под крестом заметны вкрапления сухих былинок и цветов, настоящих ракушек и камней – все то, что было под рукой у иеромонаха Тихвинского монастыря Парфения, создавшего это произведение в 1914 году, – так поэтично Ирина Хохлова описывает уникальную резную икону.

Специалистам удалось установить, этот образ Голгофы связан с рыбинской землей.

— Поступил он в музей из Югского монастыря под Мологой, куда был пожертвован иеромонахом-автором в память о годах юности, проведенных в этой обители, – говорит Ирина Хохлова.

А вот еще одно свидетельство о старом Рыбинске накануне Пасхальных торжеств.

По булыжной мостовой Казанской улицы, со стороны самой старой в Рыбинске церкви, как полноводная река, движется людская толпа. Наверное, тысяча человек, а то и больше. В центре – растянувшееся на сотни метров шествие хоругвеносцев, их отделяет от остальных плотный строй солдат. По краям процессии – мужчины в добротных пальто, держащие в руках снятые шляпы, женщины в белых платках, дети. Перед нами фотография 1912 года из собрания Рыбинского музея-заповедника. Фотограф Николай Лежнев запечатлел момент перенесения плащаницы перед Пасхой. Людное богослужение происходит в Великую пятницу, самый строгий день Великого поста, когда верующие вспоминают крестные страдания и смерть Христа.

Вряд ли фотограф, забравшийся в такой день на подоконник или на крышу дома ради этого эффектного снимка, мог догадываться, что пройдет еще совсем немного времени, и по улицам родного Рыбинска зашагают совсем другие массовые шествия…

Автор
ОЛЬГА ГРЖИБОВСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе