Открытый космос

Как создавался Байконур

Новый полигон, ставший впоследствии главной стартовой площадкой страны, создавали для испытания крылатых ракет «Буря» и «Буран», а также знаменитой Р-7. Для них уже не годился Капустин Яр, что в Астраханской области, так как дальность полета ракет составляла 7500—8000 км. 

Для первого космодрома в мире долго подбирали место. Была создана межведомственная комиссия, которая после длительных исследований определила наиболее подходящий район. Им оказалась обширная полоса отчуждения — казахстанская степь, вблизи реки Сыр-Дарья: сюда простиралась железнодорожная магистраль Оренбург—Ташкент, недалеко шла автомобильная трасса, важна была и близость к экватору, позволявшая выгодно использовать скорость вращения Земли при запуске ракет (об этом впервые написал Константин Эдуардович Циолковский в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами». 
Он пишет, что ракета может развить гораздо большую скорость, если проводить запуск ближе к экватору или с экватора в направлении вращения Земли. На экваторе линейная скорость вращения Земли самая большая — 1600 км/ч, и это дает наибольший прирост скорости ракеты-носителя). Но главное достоинство местности — пустынные, малозаселенные земли, а значит — возможность сохранять полную секретность и проводить безопасные для людей испытания. Район старта не затрагивал земли, используемые в «народно-хозяйственных целях». 

Впервые документально он зафиксирован как космодром Байконур 12 апреля 1961 года, когда Гагарин совершил первый в истории полет за пределы планеты. 

Однако казахский поселок под названием Байконур находился в 350 км от стартовой площадки, а космодром располагался близ поселка Тюра-Там. Байконуром его назвали в целях секретности, чтобы скрыть реальное местоположение космодрома. Позднее за станцией Тюра-Там официально закрепилось название «Байконур». 

Создание полигона для отработки баллистических и крылатых ракет дальнего действия имело важное стратегическое значение для страны: это была уже вторая экспериментальная ракетная база в СССР. На строительство будущего Байконура выделили 500 млн рублей. Строили ударно, в спешке, невзирая на тяжелые условия: летом было очень жарко, а зимой холодно (до минус сорока). Руководил строительством полковник, а затем генерал Георгий Шубников. 5 мая 1957 года был принят первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая на нем уже стояла Р-7. 

С Байконура стартовала первая космическая ракета с искусственным спутником Земли, позднее были выведены на орбиту первые искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Отсюда стартовали все наши космические корабли («Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс», «Буран») и космические станции («Салюты», «Алмазы», «Мир», первые модули МКС), на космодроме проходили испытания новых жидкостных межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет-носителей «Циклон», «Союз», «Протон», «Зенит», «Энергия». С Байконура запускались спутники серии «Космос», «Метеор», спутники связи и телевидения «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния», навигационный спутник «ГЛОНАСС», автоматические межпланетные станции «Марс», «Венера», «Зонд», «Вега».

После распада СССР главный полигон страны перешел в собственность Казахстана. Стоимость аренды космодрома $115 млн в год. В 2004-м аренду продлили до 2050 года. Однако одновременно с этим Россия задумалась о независимости военного космоса от Казахстана, и в том же году наше правительство предложило Министерству обороны разработать программу развития российских космодромов до 2015 года. Такую программу создали: приоритетным выбрали космодром Плесецк, а полигон Байконур решили больше не использовать в военных целях. В 2008 году он стал гражданским учреждением и для нужд Минобороны используется лишь в качестве испытательной площадки баллистических ракет. Бывшие военные объекты на Байконуре перешли в ведение Федерального космического агентства России. 

И все-таки главный полигон СССР и сейчас остается одним из самых востребованных космодромов страны и мировым лидером по количеству ежегодных запусков. На этот год отсюда запланировано более 30 стартов. 

С Байконура совершат четыре пуска пилотируемых космических кораблей «Союз» (25 марта, 25 мая, 1 октября и 16 ноября) вместо двух, как это было раньше. Ведь экипаж МКС планируют увеличить с 3 до 6 человек. Также в космос отправятся пять грузовых кораблей «Прогресс», один из которых доставит для российского сегмента МКС малый исследовательский модуль. На орбиту выведут два российских спутника связи «Экспресс» и две ракеты-носителя «Протон» с космическими аппаратами «ГЛОНАСС». С Байконура также запустят космический аппарат для мониторинга техногенных и природных катастроф. Роскосмос запланировал на 2009 год три запуска российско-украинской ракеты «Зенит» с российским гидрометеорологическим спутником «Электро-Л», кроме того, с космодрома стартуют радиоастрофизическая обсерватория «Спектр-Р» и межпланетная станция «Фобос-Грунт».

Ценные исторические документы могут исчезнуть

Центр подготовки космонавтов расформировывается как обычная воинская часть

Как мы сообщали в прошлом выпуске «Открытого космоса» («Новая», №9, 30.01.2008), продолжается реформирование Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Создаваемая организация не будет правопреемником прежнего Центра. Это означает, что многие документы громадной исторической ценности могут быть безвозвратно утрачены. Чтобы сохранить секретные и совершенно секретные документы, связанные с созданием Центра, подготовкой и полетами первых отечественных космонавтов, требуется их рассекретить в установленном порядке. А этот порядок требует затрат времени и тщательной работы. Между тем ЦПК ликвидируется как обычная строевая воинская часть. Закрытые документы частично прейдут в архив Министерства обороны, а большей частью будут уничтожены в соответствии с графиком, установленным ликвидационной комиссией. Уничтожать — всегда легче и быстрее, чем создавать и сохранять. Судьба открытых документов пока неизвестна, хотя представители ликвидационной комиссии заверили, что вопрос о них не выпадет из их поля зрения. Уважение к прошлому своей страны (если оно есть) требует более бережного и разумного отношения к истории. «Новая» будет следить за развитием событий.

Именинники

6 февраля 1961 г. родился Юрий Иванович Онуфриенко, летчик-космонавт РФ. Выполнил два космических полета (1996 и 2002).

7 февраля 1926 г. родился Константин Петрович Феоктистов, конструктор ракетно-космической техники и летчик-космонавт СССР. Выполнил космический полет в 1964 году.

10 февраля родился Мстислав Всеволодович Келдыш (1911—1978), президент АН СССР, внесший выдающийся вклад в разработку космической техники.

Календарь

— 6 февраля 1985 г. — организован Главкосмос СССР 1987 г. — запуск космического корабля (КК) «Союз ТМ-2» (Ю.В. Романенко, А.И. Лавейкин)

— 7 февраля 1977 г. — запуск КК «Союз-24» (В.В. Горбатко, Ю.Н. Глазков)

— 8 февраля 1984 г. — запуск КК «Союз Т-10» (Л.Д. Кизим, В.А. Соловьев, О.Ю. Атьков)

— 10 февраля 1997г. — запуск КК «Союз ТМ-25» (В.В. Циблиев, А.И. Лазуткин, Р. Эвальд (Германия)

— 11 февраля 1955 г. — Постановление СМ СССР о создании 5-го научно-исследовательского полигона МО (ныне — космодром Байконур)

1990 г. — запуск КК «Союз ТМ-9» (А.Я. Соловьев, А.Н. Баландин)

— 12 февраля 1961 г. — первый в истории запуск советской автоматической межпланетной станции (АМС) «Венера-1» к планете Венера с космодрома Байконур

Книги

Шаталов В.А. Космические будни. — М.: Машиностроение, 2008. — 311 с.

О космонавтике выходит не так много книг. Особенно написанных самими космонавтами. Каждое такое издание — это уникальный взгляд на проблемы освоения космоса, часто отличающийся от официальной точки зрения, которую мы знаем по учебникам новейшей истории и энциклопедиям. Книга Владимира Шаталова и есть то самое независимое, интересное мнение, важное для понимания непростой эпохи советско-американской звездной гонки. 

Летчик-космонавт, дважды Герой России, лауреат Государственной премии, В.А. Шаталов три раза побывал на орбите и впервые в мире выполнил ручную стыковку двух кораблей. Он был участником стремительного космического восхождения нашей страны и сумел передать атмосферу и живую картину всего, что пережил и чему был свидетелем: первые старты на орбиту, испытания кораблей «Союз» и орбитальных станций, развитие Центра подготовки космонавтов, начало международного сотрудничества и многое другое. Это были тяжелые будни, полные сложных задач, противоречий, споров, событий, успехов и трагедий. 

Книга не только о космосе, который бывает жесток и не прощает ошибок, она в первую очередь о людях, посвятивших жизнь космонавтике, о преодолении страха и сомнений, о рождении героизма. Владимир Шаталов один из немногих авторов, анализирующих проблемы, мало освещенные до сих пор, например, вечное разногласие между начальством и подчиненными: он открыто и искренне говорит о противоречиях между космонавтами и конструкторами, по-разному видевшими задачи космонавтики. Кроме того, Шаталов выдвигает свою версию многих событий тех лет, таких как гибель Гагарина, катастрофа во время приземления Комарова. Автор сам проводил расследования и везде старался добраться до истины, понять причины трагедии, чтобы избежать ее в будущем. В книге собраны факты, оценки, мнения, воспоминания космонавта, рассказы о буднях в Звездном городке, истории о том, как вместе космонавты ездили за грибами, как тренировались и работали на орбите, воспоминания о встрече с Фиделем Кастро и генсеком Брежневым.

Подготовила 
Юлия Балашова

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе