По требованию Сталина сняли целый цикл картин про русских военачальников.
Начали с Александра Суворова.
Военная година побудила Сталина призвать кинематографистов снимать побольше фильмов о великих русских полководцах. Главу государства очень беспокоило низкое качество командного состава Красной армии, которое выявила Финская война. И он желал увидеть на экране образы безупречных военачальников прошлого, которые могли бы преподать зрителям урок «науки побеждать».
Понятно, кого бросили на пропагандистский фронт первым. Александр Васильевич Суворов не проиграл ни одного сражения, имел проблемы с «никчёмным» самодержцем Павлом I и очень кстати расправился в своё время с восставшими поляками.
Вождь лично вмешался в съёмки, которые возглавили проверенные Всеволод Пудовкин и Михаил Доллер. Он проштудировал сценарий «Суворова» и написал целую инструкцию, в которой подробно разъяснил, каким должен быть портрет героя.
Иосиф Сталин.
Источник: Wikimedia Commons
В этом документе от 9 июля 1940 года говорится: «Сценарий… страдает недостатками. Он тощ и не богат содержанием. Пора перестать изображать Суворова как добренького папашу, то и дело выкрикивающего «ку-ка-ре-ку» и приговаривающего: «русский», «русский». Не в этом секрет побед Суворова. В сценарии не раскрыты особенности военной политики и тактики Суворова: 1) правильный учёт недостатков противника и умение использовать их до дна; 2) хорошо продуманное и смелое наступление, соединённое с обходным манёвром для удара по тылу противника; 3) умение подобрать опытных и смелых командиров и нацелить их на объект удара; 4) умение смело выдвигать отличившихся на большие посты вразрез с требованиями «правил о рангах», не считаясь с официальным стажем и происхождением выдвигаемых; 5) умение поддерживать в армии суровую, поистине железную дисциплину.
Читая сценарий, можно подумать, что Суворов сквозь пальцы смотрел на дисциплину в армии (не высоко ценил дисциплину) и что он брал верх не благодаря этим особенностям его военной политики и тактики, а главным образом — добротой в отношении солдат и смелой хитростью в отношении противника, переходящей в какой-то авантюризм. Это, конечно, недоразумение, если не сказать больше…»
Александр Суворов.
Источник: Wikimedia Commons
Надо ли говорить, что режиссёры взяли под козырёк и сняли картину, вышедшую в январе 1941 года, точно так, как им велели. Да ещё ввернули в сюжет шпиона — как раз в духе времени. Спас фильм исполнитель роли генералиссимуса Николай Черкасов (отметим, другой актёр Николай Черкасов, не тот, что в «Александре Невском» и «Иване Грозном»), который всё же изобразил своего героя не маньяком дисциплины, а просто строгим «отцом солдатам», которым являлся в действительности.
За «Суворовым» последовали «Кутузов» (1943) Владимира Петрова и «Адмирал Нахимов» (1946) Всеволода Пудовкина. В обеих лентах главную роль исполнил Алексей Дикий, который потом три раза сыграет в кино Сталина.