На кого учили в старину ярославен

В средние века образованная барышня в России вызывала недоверие, если не осуждение. Статус женщины определялся положением ее мужа, а «лишнее» образование для потенциальной невесты считалось абсолютно бесполезным приданым. Тем не менее бойким ярославнам дома не сиделось. Еще в позапрошлом веке они сумели доказать, что учеба и успешная карьера по плечу не только мужчине, но и хрупкой женщине.

От пансиона – к гимназии
Первые ростки женского образования пробились в Ярославле при Александре I. В 1816 году учитель рисования Луи Дювернуа открыл здесь институт благородных девиц, а чуть позднее выпускница Смольного института Неманн основала женский пансион. Основное место в программе этих учебных заведений занимали музыка, живопись и рукоделие, а знакомство с общеобразовательными дисциплинами было весьма поверхностным. При этом обучение здесь было чрезвычайно дорогим, и предназначались такие пансионы лишь для молодых дворянок. Девочки из других сословий могли рассчитывать только на начальное образование в церковно-приходской школе или народном училище.

Над зданием для Мариинской гимназии
работал Андрей Достоевский.

Накануне великих реформ, в 1858 году, в России были наконец учреждены всесословные женские гимназии. В 1861 году женское училище появляется и в Ярославле. Помещение для нового учебного заведения было выделено в Доме призрения ближнего на Екатерининской улице (ныне корпус ЯрГУ на ул. Андропова). До начала первого учебного года при училище работал бесплатный «приготовительный» класс, помогавший девочкам справиться со вступительными экзаменами.
В итоге в училище было принято 56 учениц из разных сословий, включая малоимущих сирот.
Уже через год женское училище переехало в новый просторный дом на Пробойной улице (ныне здание банка «Югра» на ул. Советской). С 1869 года срок обучения в училище был увеличен с 6 до 7 лет. В 1870 году открылся и восьмой класс – педагогический, дававший выпускницам возможность заниматься преподавательской деятельностью. С этого момента первое в Ярославле женское училище превращается в Мариинскую гимназию и получает имя горячей сторонницы женского образования – императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Уроки обязательные и не очень
Год от года Мариинская гимназия расширялась. В 1870-х губернский архитектор Андрей Достоевский (родной брат известного писателя) перестроил здание на Пробойной улице, обеспечив ученицам комфортные условия для занятий. По соседству, в «розовом доме», открылся новый корпус гимназии (ныне исторический факультет ЯрГУ).


В здании Екатерининской гимназии теперь корпус ЯрГУ.

В это же время, в 1876 году, у ярославской «Мариинки» появляется «коллега» –
Екатерининская женская гимназия, открывшаяся все в том же Доме призрения ближнего. Как и Мариинская, вторая женская гимназия Ярославля была престижным учебным заведением. Не случайно в конце 1890-х директрисой Екатерининской гимназии была супруга ярославского губернатора Елизавета Штюрмер.
В женских гимназиях могли учиться дочери мещан, разночинцев и даже крестьян. В «приготовительный» класс брали девочек от 8 до 10 лет, а в первый – от 9 до 12 лет. Единственным препятствием к поcтуплению в гимназию оставалась высокая оплата обучения. Предметы делились на обязательные и необязательные.
К первым относились Закон божий, русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география
и история, естествознание и физика, чистописание и рукоделие. Эти дисциплины обходились родителям учениц достаточно дорого. Необязательные занятия (иностранные языки, рисование, пение, танцы) можно было не посещать, да и плата за них была значительно меньше.
Жизнь гимназисток была достаточно насыщенной. Помимо школьных занятий в гимназиях нередко проводились литературные вечера, ставились самодеятельные музыкальные пьесы, устраивались экскурсии по городу для осмотра местных музеев. Однако и во время занятий, и в свободное от занятий время ученицы находились под бдительным контролем классных дам, даже театр можно было посетить лишь с позволения директрисы.

Новаторский подход
К началу XX века в Мариинской гимназии обучалось уже более 450 воспитанниц, в Екатерининской – более 370 девочек. Однако по сравнению со стотысячным населением города это, конечно же, была лишь скромная капля в море. Все чаще к нуждам просвещения обращались личные инициативы и капиталы, и в Ярославле стали появляться первые частные школы.
Плата в таких гимназиях, как правило, была выше. Однако за качество образования и квалификацию преподавателей учредитель отвечал лично – и капиталом, и репутацией.


Ионафановское епархиальное училище
передало эстафету Ярославскому
педуниверситету.

Образцовой среди женских гимназий Ярославля считалась частная гимназия Антиповой, располагавшаяся в собственном здании на Воскресенской улице (ныне это учебный корпус медакадемии). Директриса гимназии Прасковья Дмитриевна Антипова слыла женщиной незаурядной. Ее портрет кисти Валентина Серова сегодня служит украшением коллекции Ярославского художественного музея. Cама Прасковья Дмитриевна тоже была не чужда искусству. Вместе с Еленой Поленовой, сестрой известного художника, она немало поездила по России, занимаясь живописью и этнографией.
В программе своей гимназии Антипова особенно выделяла предметы, развивающие вкус и формирующие хорошие манеры.  К 1913 году здесь училось более 350 учениц.

И на попадью нужно учиться!
Помимо гимназий в дореволюционном Ярославле существовали особые женские училища – для «девиц духовного звания». Первое такое училище появилось в нашем городе еще в 1849 году и к началу 1860-х заняло великолепный дом на Волжской набережной (ныне управление СЖД).
В 1880 году появилось Епархиальное училище на Духовской улице (ныне это главный корпус пед-университета).
Обычно в такие училища поступали дочери священников, дьяконов или причетников.


Гимназия Антиповой считалась
одной из самых престижных.

Просвещение, прежде считавшееся делом «не женского ума», год от года становилось для ярославских барышень все доступнее. С приходом советской власти девочки и мальчики получили одинаковые возможности и одинаковые школьные программы. Кстати, вплоть до 1930-х годов лучшими педагогами в школах оставались вчерашние гимназистки и «ионафанки», питомицы Прасковьи Антиповой.

Родной город

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе