Михаил Соколов. Письма из Рыбинска

Творчество Михаила Соколова уникально для своего времени. 
Сын бондаря, ставший художником вопреки воле родных, он не получил систематического образования и не входил ни в одно из художественных объединений. 

Зато наиболее полно являл образ творца в его самой романтизированной ипостаси. Это выражалось во всем — начиная от нарочито артистической манеры одеваться и кончая декларативной отвлеченностью от актуальной тематики: искусство Соколова почти целиком основано на вечных сюжетах.

Он родился в 1885 году в Ярославле в семье ремесленника. Смог учиться на художника благодаря помощи одного ярославского купца. В 1904-1907 годах работы Соколова экспонировались на выставках в Ярославле и Москве. С 1907 по 1909 год он служил матросом на кораблях Балтийского флота, в годы Первой мировой войны — в Петрограде. После Февральской революции Соколов был назначен одним из руководителей балтийских моряков. Он поддерживал большевиков, но летом 1917 года из-за конфликта с Керенским вышел в отставку и политикой более не занимался.

Зарабатывал на жизнь преподаванием рисования и живописи в Нижегородской губернии, в Ярославских Государственных мастерских, работал в Твери и Москве.

26 октября 1938 года он был арестован, осужден по стать УК того времени за «пропаганду или агитацию, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания», и приговорен к 7 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал на станции Тайга.



В 1943 году Соколов был досрочно освобожден из лагеря в связи с тяжелым состоянием здоровья и до 1947 жил в ссылке в Рыбинске, преподавал рисование в местном Доме пионеров. Добиться снятия судимости и восстановления в МОСХе Соколову не удалось.

В 1947 тяжелобольного художника привезли в Москву, где он и скончался. В 1958 году Михаил Соколов был реабилитирован.

Его творческий путь поначалу складывался из обычных для того времени составляющих: импрессионизм, кубизм, футуризм. «Мы были крайние левые — «футурили», делали «живописные рельефы» и прочая, и прочая по положению того времени. Все это было превеликой глупостью, но все же, как это было хорошо! Сколько было веры в «истину всяких измов», — писал позднее художник.

В 1920-е, еще в кубистических работах, он начал вырабатывать свою индивидуальную манеру. Рука Соколова узнается с легкостью, будь то живопись — свободная и утонченная, или графика — импровизационная, виртуозная, изящная. В наследии Соколова сотни рисунков к произведениям Шекспира, Вольтера, Диккенса и других писателей. Художник работал циклами: «Святой Себастьян», «Страсти», «Прекрасные дамы», «Странствующие комедианты», «Цирк», «Французская революция», «Музыканты», «Всадники»… К ним он обращался на протяжении многих лет; даже в лагере продолжал на крохотных кусочках бумаги выводить женские образы, скачущих лошадей, циркачей и портреты исторических персонажей. В Рыбинске он продолжал создавать миниатюры, вернулся к живописи и графике.

Книгу «Путешествия за смертью» художник так и не написал, но свой замысел он все же осуществил в своих письмах. Они не были опубликованы целиком, только некоторые из них увидели свет в российских литературных журналах.



Михаил Соколов, письма из Рыбинска


1943, 25 ноября Рыбинск

… Спешу написать - я в Рыбинске, зачислен на работу временно в Дом пионеров. Что будет дальше, - не знаю; не знаю ещё и какая работа. Встретили как будто хорошие люди. Живу пока у сторожихи при Краеведческом музее. Сплю на голых досках, - укрываюсь пальто, ничего нет - ни одежды, ни подушки. Получать буду хлеба 500 грамм - остальное неизвестно, жалованье так же [неизвестно]. Все деньги, что были, израсходованы во время переезда.


1943, 29 ноября Рыбинск

Дня через два переезжаю туда, где мне отвели две комнаты. Одна с печкой 10 кв. мс печкой (я люблю топку печки) — это моя спальня и кабинет, другая — метров в 18, в два окна — это моя мастерская-студия. Рыбинск встретил меня совершенно по-иному, чем Ярославль. Директор Дома пионеров — милейший человек, делает для меня всё, чтобы мне было как можно лучше! С питанием также меня прикрепляют к лучшей столовой, где дают завтрак, обед с хлебом, булочкой, сахаром и чашкой кофе, второе — мясное.


Н.В. Розановой 24 января 1945. Рыбинск

Страдание — это моё, а радость всегда была далека от меня. А разве я не хотел её? Но она осталась недосягаемой — так было, так есть… Что же все же меня спасло? Что я принял жизнь и благословил — не отверг, не проклял. И я отвечу: искусство и воля к жизни, к утверждению в жизни, красота видимого мира — здесь я был и остаюсь непреклонен…

Автор
Из различных источников
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе