Как СССР строил военные базы за рубежом

1 августа исполняется 45 лет со дня формирования одной из самых таинственных структур Минобороны - Управления строительства объектов за границей (УСОЗГ) [обсуждение]


Когда сомалийские пираты захватили танкеры с нефтью и стройматериалами в районе Африканского Рога, самые лучшие разведки мира не могли понять, куда они пропали? Огромные суда не смогли обнаружить и самые сильные американские разведспутники. И лишь отставные российские военные строители, работавшие за рубежом, с загадочной ухмылкой вспомнили о созданных ими в прошлом веке прибрежных укрытиях, в которых могли «затеряться» даже гигантские атомные субмарины. Сейчас, когда со многих секретных документов сняли запретительные грифы, появилась возможность заглянуть в тайники этой темы. Руководитель Департамента планирования и координации строительства объектов Минобороны РФ Марина ЧУБКИНА историю военного строительного сотрудничества России с зарубежными странами изучает профессионально. Она одной из первых получила доступ к рассекреченным материалам. С ней побеседовал военный журналист полковник Владимир ГАЛАЙКО.


СРАЖЕНИЕ ЗА ТРЕТИЙ МИР


В. Галайко (В. Г.): - Когда и почему было создано УСОЗГ?


Марина Чубкина (М. Ч.): - 1 августа 1966 года генерал-майор инженерно-технической службы Алексей Ищенко издал приказ № 1 о вступлении в должность начальника Управления строительства объектов за границей. Так было оформлено рождение этой организации. Момент создания УСОЗГ пришелся на самый пик холодной войны. А ее особым участком была борьба за влияние в странах так называемого третьего мира. Для СССР, как и для других великих держав, было крайне важно количество союзников, их географическое положение. С этой целью в СССР под «патронажем» ЦК КПСС была выстроена некая вертикаль по оказанию военно-технической помощи иностранным государствам. Работа по строительству военных объектов и была возложена на созданное управление.


В. Г.: - И как же шла работа на заграничных объектах?


М. Ч.: - Было два способа сотрудничества с заказчиком: на условиях технического содействия и на условиях генподряда. В первом случае наши проектно-изыскательские институты разрабатывали проектно-сметную документацию предполагаемого объекта. Все согласовывали с заказчиком, защищали свои идеи и... продавали ему эту документацию. И далее заказчик начинал строить сам, своими силами. Но при этом обязательно присутствовали наши инженеры, которые полностью контролировали, как идет воплощение проекта. Кстати, возводили объекты из наших материалов. Везли из Советского Союза все - от гвоздей и цемента до сложнейших приборов. А по генподряду мы с нуля строили все сами. Некоторые объекты, такие, как военно-морская база во Вьетнаме на полуострове Камрань и реконструкция знаменитого туннеля Саланг в Афганистане, велись управлением на генподрядных условиях «под ключ».


ПОЧЕМУ КУБА СТОИТ НА ПУСТОТЕ?


В. Г.: - Каким был масштаб работ и в каких еще странах работали сотрудники управления?


М. Ч.: - Управление создало более 1000 объектов в 50 странах мира - от Юго-Восточной Азии до Тихоокеанского побережья Южной Америки. Много строили в Европе - во всех странах, входивших в те годы в организацию Варшавского Договора. Для них была создана военная система связи, мощные укрытия для штабов, возведены командные пункты противовоздушной обороны и другие объекты. Если взять Западное полушарие, то наши специалисты строили много на Кубе - было создано огромное количество подземных укрытий (специалисты шутили, что остров Свободы стоит на пустоте). В меньшей мере строили в Никарагуа, Перу, Чили (во время короткого правления Сальвадора Альенде). В Азии управление работало в Индии, Ираке, Сирии, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже и некоторых других странах. Особенно заметным было наше присутствие в Африке - в Алжире, Египте, Ливии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Сомали, Гвинее и во многих других государствах.


БАЗА НА РУИНАХ


В. Г.: - А как выбиралось место для новой стройки?


М. Ч.: - В одних случаях это делалось по желанию наших партнеров, а в других определялось правительством СССР. Возьмем для примера военную базу на полуострове Камрань. Когда наш флот вышел в Мировой океан, появилась огромная потребность в базах для подводных и надводных сил. Начали выбирать и остановились на этом полуострове. Камрань приглянулся по многим параметрам. Здесь лет за десять до описываемого времени располагался американский аэродром. Правда, когда американцы ушли, то трудолюбивые вьетнамцы буквально до последней проволочки унесли все, осталась только взлетно-посадочная полоса. Но полоса была очень приличная, и это во многом повлияло на наши намерения. Камрань занимала очень выгодное географическое положение, так как позволяла контролировать важные в стратегическом значении районы. Или взять Сомали. В Индийском океане несла боевое дежурство наша оперативная эскадра. Мы сумели договориться с руководством Сомали о создании в порту Бербера так называемого причального фронта: здесь корабли могли ремонтироваться, пополнять запасы воды, продуктов. Кроме причалов, была возведена сложная система берегового обеспечения, включая аэродром и военный городок…


В. Г.: - Сейчас у всех на устах Ливия. Что в этой стране мы строили?


М. Ч.: - Ремонтные предприятия, арсеналы, казармы. Самым мощным объектом стал аэродром в районе города Джуфра. В пустыне Cахара возвели аэродром, которому до сих пор мало аналогов в мире. Аэродром имеет взлетно-посадочную полосу длиной 4,5 километра, ширина ее 60 метров. Кроме того, по всей длине аэродрома имеется еще и рулежная дорожка шириной 40 метров.


«МЕНЯЕМ АЭРОДРОМ НА БАНАНЫ»


В. Г.: - Не раз приходилось слышать, что вся наша военная помощь государствам третьего мира была убыточной…


М. Ч.: - Тут не все так однозначно. Среди наших партнеров были такие, которые расплачивались твердой валютой, тот же Ирак, та же Ливия, некоторые другие. Было немало и таких, которые взятые кредиты отдавали своими товарами традиционного экспорта. Но были и такие государства, которые вообще платить не могли, и в конце концов мы списывали их долги. Но даже в этом случае нужно помнить, что мы по существу за бесценок получали военные базы в  стратегически важных регионах мира.


В. Г.: - А если сравнить наши и американские подходы к оказанию помощи странам третьего мира?


М. Ч.: - Главный принцип США - прагматизм. Без выгоды они вообще не работали. И даже если им все-таки приходилось что-то строить бесплатно, то американцы всегда оставляли за собой право решающего слова. И если им политика страны, где строился объект, не нравилась, то американцы просто-напросто уничтожали какой-нибудь важный блок и система приходила в негодность. Но самые большие отличия находились в организации работы. Если у американцев выходила из строя какая-нибудь деталь, то они через компьютер заказывали ее и буквально через неделю она поступала с завода, расположенного, к примеру, в штате Монтана. Через неделю! А вот если случалось что-нибудь подобное у нас, то тут начиналось... Мы, получив заказ на необходимый механизм, оформляли через Госснаб заявку, чтобы завод где-нибудь в Амурской области изготовил запасную часть. Если же выяснялось, что завод уже снял ее с производства, необходимо было действовать через Госплан - делать заказ на изготовление детали. Иногда приходилось подключать руководство военного ведомства. В конечном счете механизм поступал в далекую Анголу. Но не через неделю, а через несколько месяцев! Даже официальный норматив поставки запчасти составлял два месяца, и даже в этот срок мы не всегда укладывались.


В. Г.: - И за счет чего мы держались в подобном соревновании?


М. Ч.: - За счет высокого качества строительства. За счет низкой стоимости материалов и работ. И самое главное - это мастерство наших специалистов, трудившихся за границей. Во многих случаях они, не ожидая «посылок» с Родины, устраняли недостатки своими силами. Из трех неисправных машин собирали две работающие.


ВАЛЮТНЫЙ СТРОЙБАТ


В. Г.: - А как отбирали людей для работы за границей?


М. Ч.: - По профессиональным и морально-политическим качествам. По всей стране отбирали хороших специалистов, спокойных, непьющих людей. Таких было много, и они с большой охотой ехали работать за границу. Большинство хотели просто хорошо заработать. Но зарплаты они получали ненамного больше, чем в стране. Часть заработка выплачивалась в валюте или в так называемых специальных чеках. Желающих работать за границей было много. Но иногда ситуация складывалась так, что людей не хватало. Особенно когда начали воплощать такие грандиозные проекты, как строительство базы на полуострове Камрань. Тогда руководство УСОЗГ вышло со смелой инициативой: направлять во Вьетнам увольняющихся со срочной службы солдат строительных частей.


В. Г.: - Когда прекратило существование УСОЗГ?


- Оно было расформировано 15 марта 1992 года. Сейчас ситуация с Управлением строительства объектов за границей чем-то напоминает ситуацию с Атлантидой. Хотя в отличие от Атлантиды, о реальности которой до сих пор спорят ученые, существование управления никто не оспаривает.


Виктор БАРАНЕЦ


КП-Ярославль


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе