Сказать, что ярославцы любят чай, значит, не сказать ничего. Чаепитие в Ярославле – это не просто традиция или церемония, это своеобразное мировоззрение и образ жизни.
Чайная культура нашла свое отражение в живописи.
Картина Б. М. Кустодиева «Купчиха за чаем».
На чай, как на спектакль Современные ярославцы, наследники могучих верхневолжских «водохлебов», дегустирующие кофе в многочисленных городских кофейнях, уже не помнят, что «на чай» принято было ходить, как на спектакль. Увлечение чаепитием распространилось у нас еще в первой половине XIX века. Удовольствие это было для того времени довольно дорогое, и в способе, а вернее, в «церемонии» чаепития «выражалось» буквально все. Благородное дворянство всеми силами старалось подчеркнуть изысканность чайной церемонии, степенные купцы, соблюдая приличия, вели чинные беседы, простые горожане и крестьяне также стремились «не ударить в грязь лицом». Иногда чаепитие превращалось в спектакль и производилось публично. Самовар выносили на улицу так, чтобы проходившие могли с улицы наблюдать факт чаепития, но не могли рассмотреть, что именно семья употребляет в качестве чая. Дело в том, что при отсутствии чая его было принято заменять составами, которые по цвету издалека можно было принять за благородный напиток. Вкус такого рода самодельных чаев был, мягко говоря, спорным. Например, принято было употреблять морковные чаи. При этом семья усердно чаевничала, вновь и вновь подливая «чай», изо всех сил дуя в блюдца, которые, кстати, принято было держать гордо и изысканно. Особенно элегантным считалось держать блюдце на кончиках пальцев или на ладони, придерживая край большим пальцем. Окружающим давали понять, что семья не испытывает финансовых затруднений, напротив, почтенное такое, зажиточное семейство. Позднее, во второй половине XIX века, с развитием чаеторговли и появлением дешевых сортов чая его пили не менее 3 – 4 раз в день.
Один из самых популярных чайных магазинов находился на улице Власьевской (ныне улица Свободы).
«Царская роза Нинчао» В Ярославле этот напиток был обязателен при приеме гостей. В начале ХХ века продавалось множество сортов чая, о некоторых сохранились упоминания в прессе. Китайский чай, индийский чай, «Царская роза НИНЧАО» и «Цейлонская ЯНХАО», как сообщала реклама начала ХХ века – «это два наилучших чая на мировом рынке. Если кто любит истинно хороший чай, но не пробовал эти чаи, тому настойчиво советуем их попробовать. Фунт – 1 рубль 60 копеек. Склады И. Е. Дубинина». Торговали чаем магазины: «Чай – сахар. Московский Торговый дом Сергея Васильевича Перлова» на Власьевской улице (современная улица Свободы) и «Магазин чай-кофе» у Знаменской башни. На Власьевской площади долгое время существовал магазин под интригующим названием «Китайский чай, собственной фирмы».
Мед, ягоды и пряники Чаепитие сопровождалось молоком, булками, вареньем, пряниками, бубликами. Обилие снеди на столе подчеркивало дородность хозяина. Особенностью ярославской кухни было обилие мучных блюд. Хлеб пекли везде. Люди попроще пекли хлеб сами, более зажиточные предпочитали пшеничный хлеб. «Мед и ягоды были в древнерусской кухне не только сладостями сами по себе, но и основой, на которой создавались сиропы и варенья. А будучи смешаны с мукой и маслом, с мукой и яйцами, мед и ягоды стали основой русского национального сладкого изделия – пряников». В Ярославле изготавливали пряники разных видов: из сырого, не печеного, но сложенного особым способом теста (калужское тесто, солодуха, кулага), в котором вкусовой эффект достигался длительной обработкой. Например, кулагу готовили за 3 – 5 суток, во время которых десятки раз приходилось таскать тяжелые горшки с кулагой из разогретой печи на мороз и обратно, создавая резкие перепады температуры. Очень любили наши земляки и другое блюдо ярославской кухни – левишники (левашники). Их приготовляли из тщательно протертых ягод брусники, черешни, вишни или земляники, высушенных тонким слоем на солнце. Ценились за столом также мазни и пастила. Мазни – своеобразное блюдо из сушеной редьки, размолотой в муку и сваренной с медом, мускатным орехом, гвоздикой, перцем, шафраном. Пастила – русское лакомство, известное с XIV века. Подобно пряникам, пастила получила региональное развитие. Особенностью пастилы как чисто русского кондитерского изделия было то, что ее изготавливали из антоновских яблок русского сорта, не имевшего распространения в Западной Европе. Ярославцы, впрочем, выяснили, что пастилу можно делать также из брусники, рябины, малины, смородины, но такая пастила выходила хуже, менее плотной. Поэтому ягодную пастилу стали применять как дополнение или как прокладку между слоев яблочной пастилы. Вторым значительным компонентом пастилы был мед. Третьим, но не обязательным компонентом пастилы являлись яйца, точнее, яичный белок. А вот фрукты даже в купеческих семьях появлялись на столе нечасто, только по большим праздникам. Родной город