Как ивановский мужик храм в Нью-Йорке строил

Какие люди строили храмы, и ныне являющиеся украшением нашей земли?
Ивановский предприниматель и меценат завещал почти все свое миллионное состояние в помощь женскому учебному заведению и семинарии, устройство механико-технического училища, благоукрашение одиннадцати церквей и нескольких монашеских обителей, а еще…«на построение православного храма в Нью-Йорке».

28 августа 2014 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, начались богослужения в обновленном Успенском храме города Иваново. Ему был присвоен статус кафедрального собора. Многие жители областного центра, особенно из предпринимательской среды, приняли и продолжают принимать участие в возрождении этой ивановской святыни.

История реставрации Успенского собора заслуживает отдельного описания. Однако прежде нужно рассказать о меценатах, которые построили и поддерживали этот удивительный храм более 170 лет назад.

XIX столетие стало временем бурного развития села Иваново, а затем – города Иваново-Вознесенска. Стремительно росли фабрики, увеличивалась численность населения.

Многие крепостные крестьяне благодаря своей предприимчивости и смекалке заводили собственное дело, богатели. Они выкупались на волю, записывались в купеческое сословие. На протяжении одного или двух поколений создавались целые состояния.

В основе этого рывка лежало стремление изменить свою жизнь, сделать ее лучше. Но поднимающиеся к экономическому благосостоянию люди не забывали о Боге. Значительную часть заработанных средств они направляли на строительство и обеспечение храмов.

Свидетельство этому – история Успенской церкви Иваново-Вознесенска. Она строилась девять лет, с сентября 1834 по сентябрь 1843 года на средства Николая Степановича Шодчина, его сына Антона Николаевича Шодчина, а также Косьмы Ивановича Бутримова.

Николай и Антон Шодчины происходили из старообрядческой крестьянской семьи. Николай в 1806 году открыл небольшую ткацкую мануфактуру. Упорным трудом он развил свое дело и стал купцом второй гильдии. Именно Николай Шодчин, перейдя, по всей видимости, в Православие, начал строительство в селе Иваново Успенского храма К сожалению, через год, в 1835-м, он скончался.

Это строительство продолжил сын Антон Николаевич, один из самых самобытных и ярких ивановских предпринимателей. Он развил бизнес отца, нажил миллионное состояние, огромное по тем временам. Фабрика А.Н. Шодчина на протяжении нескольких десятков лет была одним из самых образцовых предприятий Шуйского уезда. При этом Антон Николаевич активно занимался благотворительностью.

Став богатым и известным человеком, он, тем не менее, материально поддерживал всевозможных странников, нищих, калик перехожих – искателей Горнего Града и высшей Правды, которыми так богата была народная Россия.

Значительные средства Антон Шодчин выделял детским учреждениям – например, Александровскому приюту во Владимире.

На дороге из Суздаля в Иваново стоит старинный монастырь – Успенская Золотниковская пустынь, место монашеского пострига одного из самых известных русских святых – святителя Митрофана Воронежского.

Антон Николаевич Шодчин перестроил в ней обветшавший Успенский храм. Он пожертвовал обители Евангелие,  напрестольные кресты, богослужебную утварь. Обновленный храм был освящен в 1859 году.

Затем А.Н. Шодчин на свои средства обновил и украсил в Золотниковской пустыни вторую церковь – Казанскую. Он устроил там два придела: в честь святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского.

Однако Успенская церковь села Иваново оставалась для Антона Шодчина главным предметом приложения его усилий как благотворителя.


Успенский храм в дореволюционное время

19 сентября 1843 года она была, наконец, торжественно освящена. Двадцать два года после этого А.Н. Шодчин был ктитором храма, занимался его украшением, поддерживал материально священнослужителей. Именно при Антоне Николаевиче Успенский храм был полностью расписан.

Когда богатство может принести подлинную пользу человеку? Лишь в том случае, если он будет воспринимать себя в качестве управляющего, которому Бог лишь на время вручил материальные блага для добрых дел. Но и те, кто совершают такие дела, не избегают жизненных скорбей. Через эти испытания они очищаются от грехов, возрастают в духовной жизни.

Такие скорби постигли семью Антона Шодчина сразу после его смерти. Он скончался 6 октября 1865 года. Практические все капиталы были им завещаны на благотворительные цели. Согласно завещанию, единственная дочь Антона Николаевича, Александра Антоновна, в замужестве Мичурина, из миллионного состояния должна была получить всего 25 тысяч рублей.

Этого перенести она не смогла. А.А. Мичурина подает в суд, требует признать завещание отца недействительным, доказывает, что, подписывая его, он не находился в «здравом уме и твердой памяти».

Суд Александра Антоновна практически проиграла. Московская судебная палата признала завещание действительным. Тем не менее, согласно судебному решению, ей полагалось чуть больше денег, чем было указано отцом.

Но эти деньги не пошли ей на пользу – она просто не успела ими воспользоваться. А.А. Мичурина пережила своего отца всего на девять лет и умерла в 1874 году.

Как же распределил Антон Николаевич средства в своем завещании?

В Успенский храм он пожертвовал серебряные позолоченные ризы на иконы и одеяние на престол общим весом 15 пудов, то есть 240 килограмм. Выделил А.Н. Шодчин средства и на завершение отделки храма.

Согласно завещанию, значительные деньги получили еще десять церквей Шуйского уезда и Золотниковская пустынь. Среди них – Покровский (ныне – площадь Пушкина), Крестовоздвиженский (ныне – площадь Революции), Вознесенский (ныне – площадь Ленина), Ильинский храмы села Иваново, Никольская церковь Талицкого погоста (нынешние Ново-Талицы), храмы в Холуе и Писцово.

Но благотворительность Антона Николаевича простиралась гораздо шире. В завещании он определил средства на строительство церкви при гимназии в Могилеве, покупку здания для Житомирского училища девиц духовного звания. Здесь же, в училище города Житомира, на деньги А.Н. Шодчина должны были содержаться 20 стипендиаток. Пожертвовал деньги он и на украшение Инкерманского монастыря близ города Севастополя. 20 тысяч рублей должны были получить духовные учебные заведения Владимирской епархии – семинария и училища. 15 тысяч рублей были пожертвованы им на учреждение в Иваново «низшего механико-технического училища». Теперь это Ивановский текстильный техникум.

Но самым необычным было пожертвование Антоном Николаевичем очень значительной суммы, 25 тысяч рублей, «на построение православного храма в Нью-Йорке».


Николаевский собор в Нью-Йорке

Да, таковы были люди той удивительной эпохи. Дети крепостных крестьян, поднявшись к новой жизни, могли и за океаном храм построить.

За полгода до смерти А.Н. Шодчина, 2 марта 1865 года, в Нью-Йорке было впервые совершено православное богослужение. Затем начались поиски места для постоянного храма. Благодаря пожертвованию Антона Николаевича удалось купить частный дом на 2 авеню, между 50-й и 51-й улицами. В 1870 году здесь возникает православный приход. Так как основную часть прихожан составляли сотрудники консульства, храм стали называть «консульским» или «посольским». При нем даже издавался небольшой журнал на английском языке.

Со временем небольшой храм перестал вмещать всех желающих. В 1899 году в Нью-Йорке создается православный Строительный комитет.  Через два года начинается строительство величественного собора во имя святителя Николая. Средства на него собирались по всей России. Свой взнос внес и император Николай II. В 1903 году, спустя 38 лет после смерти Антона Николаевича Шодчина, храм был освящен.

Те, кто сегодня посещают прекрасный Никольский собор на 97-й улице, наверное, и не догадываются, что первый, весьма крупный взнос на православный храм в Нью-Йорке сделал ивановский мужик, сын крепостного.

Антон Николаевич Шодчин был похоронен на Успенском кладбище, вблизи храма, построенного им вместе с отцом. На его могиле был поставлен мраморный памятник с позолоченным крестом.


Успенский храм в советское время

Безбожные вандалы не пощадили не только этот памятник, но и само кладбище. Прямо на могилах они устроили парк отдыха, известный ивановцам в советские годы как «Парк живых и мертвых». Успенский храм был закрыт, превращен в жилой дом, затем приспособлен под контору. Все серебряные ризы с его икон и серебряное облачение с престола были сорваны, украдены безбожной властью. Взорваны Крестовоздвиженский, Покровский, Вознесенский храмы. В Житомире отняли училище у девиц духовного звания, во Владимире – закрыли семинарию. Во время Великой Отечественной войны был разрушен Инкерманский монастырь.

На что же потратил свой миллион Антон Николаевич Шодчин? Ведь даже могилы его не осталось, всё, казалось бы, было разрушено.

Но вот – возродились Илиинский храм в Иваново, церкви в Ново-Талицах, Холуе, Писцово. Возобновилась монашеская жизнь в Золотниковской пустыни, там отреставрирован Успенский храм, на очереди – восстановление Казанского. В Нью-Йорке действует Никольский православный собор. Наконец, возродился и Успенский храм города Иваново, ставший теперь кафедральным собором.


Возрождение собора в Иваново

И везде в них каждый день за богослужением возносится молитва «о блаженных и приснопамятных создателях святаго храма сего», то есть – и об Антоне Николаевиче Шодчине. Молитва прямо называет его и других благотворителей – блаженными, то есть сподобившимися особой радости и милости у Бога.

Человек, который строит и благоукрашает храмы, делает это не только на земле, но и на небе. И если земное может быть разрушено, то небесное – вечно. Пусть безбожники сорвали когда-то ризы с икон Успенского храма, но эти ризы продолжают сиять в Царстве Небесном.

Антон Николаевич построил тот подлинный храм, который безбожная власть отнять у него не так и не смогла.

Игумен Виталий (УТКИН), руководитель Отдела Иваново-Вознесенской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества

Статья опубликована в журнале «Ивановский Бизнесъ», №4, 2015 г.

Цитируется по: сайт Иваново-Вознесенской епархии
Автор
Игумен Виталий (УТКИН)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе