Бывают странные сближенья: в июле в Советском Союзе началась настоящая «перестройка», русские эскадры разгромили турецкий флот под Чесмой, а в космосе СССР и США обменялись рукопожатием.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ Ровно 40 лет назад, 1 июля 1985 года, состоялся «исторический» Пленум ЦК КПСС, во многом определивший политику СССР на все «перестроечные» годы.
Позади были старт антиалкогольной кампании, провозглашение «гласности» и «ускорения». Впереди — коренная ломка партийных и народнохозяйственных структур, кризисы в национальной экономике, планомерная капитуляция Советского Союза в «холодной войне», вывод советских войск из Афганистана, Восточной Германии и других стран социалистического содружества, конец Варшавского договора... Хотел этого Горбачев или нет, но «перестройка», проходившая по такому сценарию, требовала соответствующих кадровых решений, и таковые 1 июля 1985-го последовали.
Заместитель заведующего Международного отдела ЦК КПСС, помощник генсека Анатолий Черняев вспоминал: «Был на Пленуме, который продолжался полчаса. Горбачев, не выходя на трибуну, в своей свободной манере начал говорить: завтра сессия Верховного Совета, нам надо обсудить ее вопросы, в том числе организационные... И без всякого перехода предложил в качестве кандидата на пост председателя Верховного Совета Громыко... Сказал, что Андрей Андреевич давно в партии, всегда последовательно проводил ее линию, привержен принципу коллективного руководства... И все! Ни об его уме, ни об его знаниях и способностях... Затем — о министре иностранных дел. Мы, говорит Горбачев, обстоятельно обсудили этот вопрос на Политбюро и предлагаем на этот пост товарища Шеварднадзе. Даже для нас, аппаратчиков, это был гром среди ясного неба. Пленум, естественно, перевел Шеварднадзе из кандидатов в члены ПБ. Назначили секретарем ЦК Ельцина, недавнего секретаря Свердловского обкома, оставив за ним пост в аппарате ЦК — завотделом строительства и капиталовложений».
К чему в дальнейшем привели эти кадровые решения, напоминать, наверное, излишне.
«БЫЛ»: ТРИУМФ РУССКОГО ФЛОТА 255 лет назад, 7 июля 1770 года, произошло знаменитое Чесменское сражение.
В мае 1770-го турецкий флот в Средиземноморье втрое превосходил российские военно-морские силы (даже после прибытия в район боевых действий 2-й эскадры под командованием адмирала Джона Эльфинстона соотношение было таким: 10 линейных кораблей и 6 фрегатов против 3 линкоров и 2 фрегатов). Тем не менее 5 июля (по новому стилю) в проливе между островом Хиос и берегом Малой Азии русский флот ринулся в атаку.
«Святой Евстафий» адмирала Григория Спиридова пошел на вражеский флагман «Реал-Мустафу» и поджег его точными попаданиями. Турки стали прыгать в море. Но и наш корабль потерял управление. Суда столкнулись. Русские перескочили на «Реал-Мустафу», захватили его. Полыхающая турецкая мачта упала на «Святой Евстафий», перенеся на него пожар. Искры попали в пороховой погреб. Спиридов успел спастись, а корабль взорвался. За ним взлетел на воздух и «Реал-Мустафа».
Катастрофа флагмана обратила турок в панику. Они стали отводить флот в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. Несколько вражеских кораблей перекрыли вход в бухту, остальные беспорядочно сгрудились в глубине. Оценив расположение противника, русские решили атаковать его именно там. Четыре небольших судна переоборудовали в брандеры — плавучие «пороховые бочки».
Кульминационный эпизод исторической битвы выглядел так. Ночью 7 июля корабли-бомбы двинулись на турок. Три первых брандера большого ущерба им не причинили. Лишь четвертый, под командованием лейтенанта Ильина, сцепился бортами с большим турецким кораблем. Взрыв разнес неприятельское судно. Турецкий флот стоял кучно, корабли вспыхивали и взрывались. Вскоре огромный пожар охватил всю бухту. Тушить что-либо турки уже не пытались — спасались, бросаясь в воду. Наши моряки взяли на буксир и вывели их линейный корабль «Родос», пять галер. Остальной флот погиб: из 15 тысяч османских моряков уцелело лишь 4000 человек.
После такой грандиозной победы горячий Эльфинстон предлагал немедля совершить налет на Стамбул. Но командующий эскадрой генерал-аншеф граф Алексей Орлов (будущий Орлов-Чесменский) авантюру отверг. Выбрал вариант более скромный, зато надежный. Блокировал Дарданеллы, перекрыл главную дорогу для подвоза в турецкую столицу продовольствия.
В Эгейском море наши моряки стали полными хозяевами. Занимали города, крепости. С Балтики подошли еще три эскадры, присоединялись местные моряки и рыбаки на своих суденышках. 27 греческих островов Эгейского архипелага приняли подданство России. Их официально называли Архипелагским великим княжеством. Повелением Екатерины II на острове Наксос было даже устроено училище для детей. Русские флотилии совершали набеги на порты Египта. Десанты высаживались в Ливане, взяли Бейрут. Тамошний народ — друзы — тоже признал Россию своей покровительницей.
Великую победу, одержанную моряками, Екатерина II отметила созданием мемориального Чесменского зала в Большом Петергофском дворце. В Гатчине воздвигли Чесменский обелиск, в Царском Селе — Чесменскую колонну. Памятником триумфа стала и Чесменская церковь Св. Иоанна Предтечи в Cанкт-Петербурге. Для участников сражения выбили особую медаль с изображением горящего турецкого флота и лаконичной надписью: «Был».
РУКОПОЖАТИЕ В КОСМОСЕ
Полвека назад, 15 июля 1975 года, был дан старт уникальной совместной программе СССР и США.
С космодрома Байконур поднялся корабль «Союз-19», а спустя несколько часов с мыса Канаверал взлетел «Аполлон». Стыковка, названная «рукопожатием в воздухе», произошла спустя двое суток. Это событие стало мировой сенсацией и, как в те времена говорили, хорошим знаком для всех людей доброй воли.
В экипаж «Союза» вошли командир корабля Алексей Леонов и бортинженер Валерий Кубасов. Томасу Стаффорду на борту «Аполлона» компанию составили пилоты командного и стыковочного модулей Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.
«К тому времени я через многое прошел, — рассказывал в одном из интервью Алексей Леонов. — Готовился к полетам на кораблях «Восток» и «Восход», знал все типы орбитальных станций, выходил в открытый космос и правильно повел себя в нештатной ситуации, участвовал в лунной программе, где был командиром первого экипажа. Планировалось, что сначала облетим Луну, а потом попробуем совершить на нее посадку. Но умер Сергей Павлович Королев, и чиновники благополучно похоронили проект, а жаль. Был реальный шанс на полгода опередить американцев с облетом Луны. С посадкой обогнать их мы не могли из-за того, что у нас никак не шел носитель».
Советско-американский проект был не только научным, но и пропагандистским. Представители двух стран должны были показать человечеству, что эпоха военного противостояния уходит в прошлое, а впереди — время сотрудничества в самых разных областях общественной жизни.
17 июля корабли произвели успешную стыковку, члены экипажей поприветствовали друг друга на двух языках.
Покорители космоса беседовали с президентом США Джеральдом Фордом. На вопрос хозяина Белого дома, чем они питаются на орбите, последовал шутливый ответ: «Ни пива, ни крабов, но еда в целом разнообразная». Тему космического меню затронул после завершения полета и Леонид Брежнев: «Когда я за вами наблюдал, интересно, конечно, было. И думаю: сейчас бы им селедочки и пол-литра... Но нельзя вам, наверное».
Как бы то ни было, Леонов решил разыграть на орбите западных коллег: на тубы с едой заранее наклеил стикеры «Столичная», «Московская», «Пшеничная». Поверившие в то, что им предложили алкоголь, американцы поначалу упирались, наотрез отказывались пить. Но потом все-таки попробовали угощение и поняли, как ловко их провели русские. Даже немного расстроились, что на «Союзе» не оказалось водки, чтобы отметить удачную стыковку.
Без трудностей и опасностей в полете не обошлось, хотя о них знали лишь его непосредственные участники, а также те, кто контролировал их с Земли. К примеру, на «Аполлоне» вышел из строя переходной люк, поэтому астронавтам пришлось разобрать и собрать устройство заново. На «Союзе» забарахлил коммутатор телевизионной группы, перестали работать пять камер, и трансляция на Землю была прервана. В последнем случае неисправность также удалось устранить.
«Двое суток мы провели вместе с астронавтами, — рассказывал Леонов. — Когда пролетали над территорией США, я вышел в прямой эфир телепрограммы «Good morning, America!». Можете вообразить такую картину? Американские граждане собираются утром на работу, пьют кофе с сэндвичами, и вдруг по телевизору к ним обращается русский полковник! Я рассказывал, что выглядываю в иллюминатор и вижу, как на желтых автобусах развозят детей в школы, как выходят комбайны на поля... А потом, когда «Союз» с «Аполлоном» пролетали над СССР, уже Том Стаффорд говорил схожие слова советским телезрителям».
Когда корабли пролетали над Эльбой, космонавты и астронавты обменялись рукопожатиями. Тут же у многих возникли ассоциации с ключевыми событиями Второй мировой. На этой реке в апреле 1945-го произошла историческая встреча союзников по антигитлеровской коалиции. Спустя 30 лет представители тех же государств вновь жали друг другу руки над Эльбой. Получилось весьма символично: сыновья продолжили эстафету отцов.
19 июля провели расстыковку кораблей, после чего, через два витка, повторно их состыковали. Еще через пару оборотов вокруг Земли космические гиганты окончательно разошлись и продолжили автономные полеты. 21-го спускаемый аппарат «Союза-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане. Командный модуль «Аполлона» спустя четыре дня приводнился в Тихом океане.
Оба члена нашего экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза. Награды получили и другие участники проекта.
После исторического полета в обеих странах стали популярны товары с соответствующей символикой. Появились конфеты «Космос» с изображением на коробке момента стыковки. Нью-йоркская парфюмерная фирма Revlon и московская фабрика «Новая заря» наладили выпуск духов «ЭПАС» — «Экспериментальный полет «Аполлон — Союз». В продажу поступили известные всем советским курильщикам сигареты из смеси виргинского и молдавского табаков. Дизайн пачки разработал Алексей Леонов.