Исцеление иконой

В самом сердце Ярославля находится церковь Спаса Нерукотворного Образа Пробоинская, или, как называют ее местные, Спасо-Пробоинская. Место это не случайное. Именно здесь верующие обрели чудесную икону, спасшую город от страшной эпидемии.

Произошло это в мае 1612 года – как раз тогда, когда в Ярославле пребывало ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Эпидемия стала одной из самых тяжелых вех в истории не только Ярославля, но и самого народного ополчения. Силы его тогда крепли, количество воинов, приезжавших в город отовсюду, даже превышало численность местного населения. Но внезапно от большого скопления народа в Ярославле началась моровая язва.  

– О событиях того времени рассказывают дошедшие до нас документы, – говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Ярославского педуниверситета Николай Дутов. – Из них мы узнаем, что уже с 15 мая эпидемия приняла ужасающие масштабы. Мертвых не успевали хоронить, и это создало реальную угрозу гибели населения города и всего ополчения. Люди стремились покинуть Ярославль. Но Пожарский поставил жесткое условие – никого не выпускать.

Все городские заставы закрыли, город был полностью изолирован. И тогда ярославцы обратились к протоиерею Успенского собора Илье. Для избавления от напасти решено было обратиться к покровительнице ярославцев иконе Толгской Богоматери и совершить с ней крестный ход вокруг города, чтобы мор отступил.

– В это время протопопу Илье случилось сонное видение, в котором ему повелевалось взять в крестный ход икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в часовне близ деревянной церкви Афанасия и Кирилла, – продолжает Николай Дутов. – Протопоп дейст­вительно обнаружил в означенном месте икону. Но она была старая и без какого-либо украшения, и священник усомнился в истинности видения. Однако на следующую ночь вновь повторился тот же сон, только он уже нес угрозу за пренебрежение и невнимание.

Тогда протопоп взял икону. С ней и другими святынями люди пошли в крестный ход. Уже у храма Ильи Пророка икона Спаса Нерукотворного явила чудо – ее пронесли над нищим слепцом, и он прозрел. Образ понесли в Успенский собор, но когда верующие поравнялись с часовней, где был обретен образ, тайная сила остановила их, и они не могли сдвинуться с места. Народ счел это божьим знамением, и на этом месте решено было построить храм.

24 мая с благословления Ростовского митрополита Кирилла возвели обыденную церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя. Обыденная – значит построенная в один день: от зари до захода солнца. Возведение такого храма – это выражение самой большой благодарности Богу. Деревянную церковь строили всем городом и уже вечером отслужили в ней службу. И мор прекратился.

– Крестный ход и молитвы являлись последней надеждой людей. К подобному прибегали, когда уже совсем невозможно было справиться с напастью, – рассказывает Николай Владимирович. – Молились отчаянно, оглушительно били в колокола. Звонили все колокольни города в течение нескольких часов непрестанно. А ведь еще издревле замечено, а сейчас и убедительно доказано, что какофония различных по частоте звуков убивает микробы. Вот и после крестного хода мор сразу стал отступать. Хотя, конечно, сыграли свою роль и изоляция города, и усиление санитарных мер. Но тем не менее именно крестный ход люди сочли спасительным, а икону Спаса Нерукотворного – чудотворной.

Крестные ходы стали проводить каждый год 24 мая, но лишь в 1867 году праздник был официально подтвержден церковью. А сам образ не раз удивлял своими чудесами. К примеру, в 1654 году во время эпидемии чумы после крест­ных хождений с иконой болезнь пошла на убыль. Удивительно и то, что образ Нерукотворного Спаса оставался невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасо-Пробоинская церковь. Икону находили на пепелище не тронутую пламенем.

В 1696 году горожане решили воздвигнуть вместо деревянного храма каменный. И в 1705 году церковь освятил сам митрополит Дмитрий Ростовский.

Но все-таки выживший в пожарах образ был уничтожен. Самими же людьми.

– В советские времена икону разбили на куски. Потом, наверное, сожгли или построили из них какой-нибудь курятник, соскоблив изображение святого, как тогда делалось. Но образ пропал, – переживает Николай Дутов.

Тогда же, в 1929 году, церковь закрыли, сломали главы и колокольню. Затем в помещении разместили мастерские, в 1990-х – мебельную фабрику. В 2008 году храм передали церкви – он приписан к Ярославской духовной семинарии. Сейчас церковь реконструируют, а по выходным в ней уже проходят семинарские службы.


Справка

Икона «Спас Нерукотворный» находится в собрании Ярославского художественного музея. Происхождение ее не установлено, в музей поступила в 1970 году.

Написанный в 1757 году, этот образ точно повторяет образ из храма Спаса Обыденного, о чем сообщает надпись на нижнем поле: «Истинное подобие и мера с чудотворнаго того Образа Всемилостиваго Спаса нарицаемого обыденнаго иже избави град Ярославль от належащия смертоносныя язвы и мороваго поветрея в лето 7162, а от воплощения Бога Слова 1654, а написася лета 1757».

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе