Город и люди

Города создают люди. Люди труженики, чудаки и бессребреники, талантливые и самобытные, влиятельные и рядовые граждане - они создавали Ярославль в течение тысячелетия, одухотворяли его. Человек приходит в этот мир и уходит, оставляя след, а пришедшие на смену решают: сохранить или стереть память о нем. И вот уже нет какого-то здания, парка, дерева - результата его деятельности. Ну и что ж, для большого города, где каждый год строится множество домов, сажаются деревья, где благоустраиваются территории, это может быть не так уж и важно. А люди? Они уходят в другие города - города мертвых. Дверь закрыта. Память стерта. Песок. И может быть когда-нибудь придут археологи, историки, краеведы. При очередной экспедиции или исследовании однажды откроют для себя и своих современников страницу закрытую песком времени. Расскажут миру, что и как было.

Как стояла "нова фабричка" подле Ярославля-города и работали на ней "работнички". И жили они в мануфактурной слободе, устроенной еще Затрапезновыми при основании Ярославской Большой Мануфактуры по именному указу Петра Великого в 1722 году. Главной улицей ее, первым русским "бродвеем" в Ярославле была улица Широкая - образец регулярной застройки города. Дома на ней строились, соблюдая традицию и образец, с учетом нового понимания устройства городского пространства. В течение почти 300 лет дома эти перестраивались, но на том же месте и в соответствии с традицией, воплощая индивидуальность личности хозяина.

Да вот, к примеру, Людмила Николаевна Сичинава живет на этой старинной улице, которая теперь называется улицей Стачек, в доме № 18, построенном еще ее прадедом. Женщина эта удивительная, и дом ее традиционный и неординарный одновременно, наполнен духом ее рода Любовичевых. Двухэтажный, уже немного осевший, но все еще украшающий улицу, стоит рядом с другими домами Забелиных, Колесовых, Малышевых. Дома эти не повторяют друг друга, а дополняют, составляя целостность улицы. Убери один и пустота затянет другие. Известно, что прадед Людмилы Николаевны был "очумелец", состоял в обществе объединяющем подобных мастеров "на все руки", имел свою мастерскую. Однажды сделал действующий макет дома со всеми работающими печками. Получил за него премию и медаль, потом по образу и подобию макета построил дом для своей семьи.

От калитки входишь в уютный двор, обустроенный несколькими поколениями Любовичевых. Здесь лежит "камень предков", на котором частенько они сиживали в моменты досуга, "потому как он теплым бывает от солнышка". А над ним высится ель-красавица, посаженная Людмилой Николаевной в детстве вместе с мамой. Вокруг цветочные клумбы. Двор просторный. Так и хочется присесть, отдохнуть, поразмышлять.

Вход на второй этаж, где протекает жизнь хозяйки, украшает расписная дверь. Первый раз увидев комнаты, поражаешься живописностью стен, увешанных картинами. Нет, это не полотна "передвижников" или "импрессионистов", за которые на аукционах платят тысячи долларов. Эти произведения - духовный труд хозяйки дома. Специалисты называют подобные работы "наивной живописью". Удивительно, что Людмила Николаевна начала писать в 55 лет, после потрясшей ее жизнь трагедии. И вся боль, несмотря ни на что, вылилась в любовь к этому миру, отразилась в ее картинах. Они завораживают и потрясают. Недаром после участия в нескольких выставках, ее работы занесены в Каталог наивного искусства. Так человек своей волей и любовью творит этот мир, когда, не впадая в уныние, продолжает нести радость бытия людям.

Жить можно везде. Человек приспосабливающееся существо. Но лучше в родовом гнезде, где память предков помогает преодолеть неодолимое.

Надежда БАЛУЕВА.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе