Глаза в глаза (2 портрета): Витгенштейн - Компан

Петр Христианович Витгенштейн


Блестящая карьера отважного офицера – и полное забвение в конце жизни, несправедливое и незаслуженное. Петр Витгенштейн, потомок древнего германского рода, был российским военным во втором поколении. Его отец служил при Екатерине, сам же Петр Витгенштейн был определен в 13-летнем возрасте в Гвардию.  

До 25 лет ему не довелось участвовать к крупных баталиях. Витгенштейн сам попросился в бой – и его отправили в Польшу, сражаться против бунтовщиков. Чем он успешно воспользовался – за взятие батареи противника под Остроленкой его наградили Георгием. Потом – Персидский поход под командованием Зубова, после чего, разумеется, оказался в опале – император Павел не жаловал тех, кто служил с фаворитами его матушки. Но при Александре – опять же, что было типично для этого времени – вернулся на службу. Вскоре началась война с Наполеоном.

При Аустерлице Витгенштейн наконец-то обрел столь желанную славу. Перед генеральным сражением он участвовал в деле под Амштеттеном и отбил атаки кавалерии Мюрата. Затем разбил французов под Вишау. Прусская кампания, война с турками – и Петр Витгенштейн уже генерал-лейтенант. В 1812 году он не смог отличиться ни при Бородинском сражении, ни под Малоярославцем. Ему выпала другая миссия. Витгенштейн со своим пехотным корпусом перекрывал Великой армии путь на столицу. Он остался один – против резерва наполеоновских войск. В его сторону шли два маршала – Удино и Макдональд. Но ни один из них не смог сломить Витгенштейна. Удино был разбит. Макдональд после этого отступил в сторону Риги. А направившийся к ним на подмогу третий маршал, Сен-Сир, вскоре получил приказ занять оборону и прекратить наступление на корпус Витгенштейна. Сам же генерал удостоился титула «спасителя Петербурга». Тем временем ход войны изменился. Французы отступали, русская армия их преследовала. Витгенштейн выбивает Удино и Сен-Сира из Полоцка, затем разбивает Виктора и все того же Удино, вступив в Витебск. Не испортила репутацию генерала и неудача при Березине – Витгенштейн не успел перерезать дорогу Наполеону, однако командование нашло другого виноватого – Чичагова, за которым шлейф человека, упустившего Бонапарта, тянулся всю жизнь. 

В 1813 году умирает Кутузов – и на его место назначили Витгенштейна. Генерала отважного, честного, и не замешанного ни в каких интригах. Но этого было недостаточно. В нем не было таланта истинного полководца, способного единовременно распоряжаться судьбами армии и страны. Он не был амбициозен – а это, скорее, недостаток. Витгенштейн спокойно приял новость, что ему придется уступить место Барклаю. В 1826 году новый император, Николай Павлович, производит его в генерал-фельдмаршалы и отправляет на войну с Турцией. Русская армия не смогла взять штурмом укрепления противника. И на этом резко закончилась карьера Витгенштейна. Николай был в ярости, говоря, что его фельдмаршал глуп и беспечен. До конца жизни Витгенштейн прожил в своем имении, забытый при дворе, но оставаясь в памяти как спаситель Петербурга. 

Жан Доминик Компан

Ему не досталось славы и королевских титулов, как Мюрату. Но именно на таких генералах, как грозная троица Фриан-Моран-Компан, и была воздвигнута военная машина Наполеона. Жан Доминик Компан должен был стать священнослужителем. Но, как и многие в то время, выбрал другое призвание. В 23 года, в год Революции, он становится волонтером. В 93-м он Компан служит под началом Ланна – будущего маршала и герцога Монтебелло. Еще через пять лет он уже возглавляет штаб Итальянской армии и проходит от Кони до Монтебелло. Наконец, битва при Маренго делает его настоящим героем. Он никогда не был особенно близок к Наполеону. Возможно, именно поэтому Компан так никогда и не получил маршальский жезл. Но император всегда выделял его среди других, и говорил, что это его лучший боевой генерал. Компана отличали и другие качества: он, в отличие от многих военачальников итальянской кампании, не поощрял грабежи и запугивание населения. Вскоре после Люневильского мира он был назначен губернатором провинции Кони. И в разгар борьбы с местными разбойниками попал к ним в руки. Но уцелел. Благородные бандиты отпустили его на свободу с почетом, помня о человечности Компана. Он был всегда в самом пекле. Компан отличился при Аустерлице, где получил тяжелое ранение, сражался под Йеной и, наконец, был удостоен звания дивизионного генерала. Награды пришли к нему разом – в 1807 году он получает орден Почетного легиона, через год становится графом Империи. Мало кому из наполеоновских военачальников было чем похвастаться после похода в Россию. Компан стал исключением. В составе 1-го корпуса Великой Армии под командованием маршала Даву генерал Компан совершил немало подвигов. Под Салтановкой он лично возглавил 111-й линейный полк и бросился преследовать русские войска. Он участвует в штурме Смоленска. Наконец, именно Компану поручили взять Шевардинский редут. Император рассчитывал, что это может сломить дух русской армии. И бросил в бой одну из своих лучших дивизий – 5-ю дивизию 1-го корпуса. Многие полки сражались еще со времен Итальянской кампании, как знаменитый 57-й линейный, носивший прозвище «грозный». Компан изучил местность, выставил свою артиллерию напротив редута и нанес первый удар. А потом бросил в дело пять своих полков. Русские не побежали, как ожидал генерал. Даже артиллеристы сражались до последнего и погибли рядом со своими орудиями. 57-й и 61-й полки ударили по левому флангу дивизии Неверовского, а тот самый 111-й полк зашел справа. Атака получилась не такой успешной. Вскоре французам пришлось пойти в штыковую. К вечеру редут был взят. Но с чудовищными потерями. Когда командира 57-полка спросили, где его солдаты, он махнул рукой в сторону редута и вздохнул – они все остались там. Имя Компана появлялось почти в каждом бюллетене Великой армии. После Бородинской битвы он упоминался в списке раненых. Дивизия Компана попала под яростный огонь русской артиллерии. А сам генерал был тяжело ранен в плечо.

В кампании 1813 года он снова удостоился похвалы от императора. Он героически противостоял русской армии при Бауцене, и чуть не погиб при Лейпциге. После отречения Наполеона ему предложили войти в Военный совет – уже королевский. Но во время Ста дней он снова присоединился к императору. Есть, правда, и одна неприятная страница в его биографии. Он голосовал за смертный приговор маршалу Нею, как, впрочем, и некоторые другие военачальники Наполеона.

Автор - Евгений Бунтман

Дилетант.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе