Гимназисток учили хорошим манерам

  Разнообразные частные школы, гимназии, лицеи и даже частные детские сады, множась день ото дня, становятся все привычнее для юных россиян и их родителей. Однако учебные заведения такого плана едва ли можно счесть приметой нашего времени. Еще в начале XX столетия в Ярославле существовал целый ряд гимназий, содержавшихся частными учредителями и представлявших альтернативу государственным школам.

По воспоминаниям старожилов, частные гимназии пользовались среди ярославцев заслуженным авторитетом, и знающие люди порой говорили, что и преподавательский персонал, и вообще учебная часть «много лучше и менее чиновно, чем в правительственной казенной гимназии».



Особую роль частная инициатива играла в развитии женского образования. Существовавшие в дореволюционном Ярославле частные женские гимназии, хотя и ориентировались в основном на девочек из состоятельных семей, нередко предлагали свежий, новаторский взгляд на воспитание и обучение провинциальных барышень. Плата в таких гимназиях, как правило, составляла от 60 до 90 рублей в год (зарплата рабочего за 4 месяца). Однако за качество образования и квалификацию преподавателей учредитель отвечал лично – и капиталом, и репутацией.

Образцовой среди женских гимназий Ярославля считалась частная гимназия Антиповой, располагавшаяся в собственном здании на Воскресенской улице (ныне ул. Революционная, д. 7). Исторический очерк­путеводитель, изданный в 1913 году, сообщал читателям, что гимназия эта располагала «единственным в Ярославле школьным зданием, в котором обычная коридорная система заменена системой двух больших рекреационных залов, куда выходят двери классных комнат». Здесь же, как с гордостью сообщал все тот же путеводитель, впервые в Ярославле был применен способ биологической ассенизации.

Необходимо отметить, что столь комфортное здание – личная заслуга директрисы гимназии Прасковьи Дмитриевны Антиповой. Эта незаурядная женщина – один из колоритнейших женских образов Ярославля начала XX века. Ее строгий взгляд, исполненные достоинства черты запоминаются каждому, кто хоть раз посещал экспозиции Ярославского художественного музея. Ее портрет кисти Валентина Серова служит ныне украшением музейной коллекции, да и сама Прасковья Дмитриевна в молодости была не чужда искусству. Вместе с подругой Еленой Поленовой, сестрой известного художника, она немало поездила по России, занимаясь живописью и этнографией. Решив попробовать свои силы на поприще просвещения, Прасковья Дмитриевна открыла в Ярославле элитную женскую гимназию, а достойное помещение для своего детища искала сама.

В июне 1907 года Антипова обратилась в Ярославскую городскую управу с заявлением об отводе, по возможности в центральной части города, участка земли в размере от 600 до 700 квадратных саженей под постройку здания для своей гимназии.

По соглашению с городской Думой из нескольких предложенных вариантов Прасковья Дмитриевна выбрала место на Воскресенской улице, позаботившись при этом об очистке необходимого участка земли и о формальном его закреплении за училищем. Газеты, с энтузиазмом встретившие сие похвальное начинание, замечали, что «намеченное для гимназии место выбрано довольно удачно, так как недалеко от нее будет находиться сквер, где воспитанницы в рекреационное время смогут дышать совершенно чистым воздухом, ибо уличное движение здесь незначительно и пыли почти не бывает».

В программе гимназии особое внимание, как и следовало ожидать, уделялось предметам, развивающим вкус и формирующим хорошие манеры. Рисование здесь преподавалось «по особой, строго выдержанной системе» – не по классам, а по группам. Обучение пению в отличие от гимназий городских являлось обязательным для всех учениц.

Антиповская гимназия пользовалась популярностью у благородных девиц Ярославля и их родителей. К 1913 году число учениц здесь превышало 350. Немногим уступала ей и гимназия Ольги Николаевны Корсунской, в недавнем прошлом домашней наставницы, обучавшей детей богатых ярославцев. Открывшаяся в 1903 году, гимназия Корсунской прошла тернистый путь от небольшой школы, располагавшейся в скромном доме на Нетече (ул. Собинова), до солидного учебного заведения, занимавшего весь третий этаж знаменитого «пастуховского дома» (ныне здание главпочтамта на Богоявленской площади). В отличие от иных женских учебных заведений, воспитывавших примерных жен и матерей, гимназия Корсунской старалась готовить воспитанниц к жизни общественной. Ставка здесь делалась на изучение истории, иностранных языков и литературы. Ориентируясь на опыт «новых школ» Москвы и Санкт-Петербурга, Ольга Николаевна ввела доселе неведомую в Ярославле практику родительских собраний. Новшеством стали и организуемые Корсунской экскурсии – на Ярославскую Большую мануфактуру, ткацкие фабрики ИвановоВознесенска, открытые уроки передовых российских педагогов.

Внеся значительный вклад в развитие образования в Ярославле, женские гимназии во многом изменили представление о социальной роли женщины. Просвещение, прежде считавшееся делом «не женского ума», год от года становилось для прекрасной половины человечества все доступнее. Ну а для нас чуть наивные, с любовью оформленные альбомы гимназисток той далекой эпохи служат ныне символом иного, светлого и трогательного времени, частичкой безвозвратно ушедшего в прошлое старого Ярославля.
  Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе