Еще одно Петра творенье: газета, которую редактировал царь

У Петра I имелись склонности ко многим занятиям и ремеслам. 

Он плотничал, трудился каменщиком, корабелом, изучал военное дело и морские науки, увлекался медициной, пробовал себя как садовод, кузнец, гравер. Побывал и в роли редактора. Одной из величайших заслуг знаменитого монарха стало то, что ему удалось наладить выпуск первой в России газеты «Ведомости», дебютный номер которой вышел 320 лет назад, в январе 1703 года.



НЕПОДАЛЕКУ ОТ КРЕМЛЯ

В декабре 1702-го царь подписал указ: «По ведомостям о военных и всяких делах, которыя надлежат для объявления Московскаго и окрестных Государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ без мотчания (промедления. — «Свой»), а из Монастырскаго приказа те ведомости отсылать на Печатный двор».

Допушкинский язык официальных документов непрост для восприятия, но тут в общем-то все ясно. И хотя в указе вместо слова «газета» фигурируют некие «куранты» (от французского courant — текущий), это тоже вполне понятно: знакомое нам словесное обозначение появилось в российском обиходе позже, когда под шапкой вышедшей в 1809 году «Северной почты» было напечатано: «Газета министерства внутренних дел».

Упомянутый государем Печатный двор находился и поныне находится недалеко от Кремля, на Никольской улице. Это — палаты XVII века с резными колоннами и солнечными часами, со стрельчатыми окнами, высоким теремом над входом и белокаменной лестницей. Сколько же событий помнят эти старые-престарые стены!..

«Ведомости» появились тогда, когда русская армия дралась с войском шведского короля Карла XII. Поначалу баталии заканчивались для наших предков крайне неудачно. Например, поле битвы под Нарвой было усеяно бездыханными телами семи тысяч петровских солдат, артиллерия же оказалась разбита в пух и прах.

То фиаско несколько пошатнуло в российском обществе веру в окончательную победу, и Петру I нужно было убедить подданных: фортуна вскоре повернется к нашим воинам лицом. Так и произошло, со временем русская армия овладела инициативой на полях сражений и провела целый ряд удачных операций. Об этом «Ведомости» с гордостью сообщили: «Великий Государь наш его царское пресветлое величество, преславно победив шведа на разных местах, многие грады крепкие и землю его опустошив, в полон офицеров благородных многое число и солдатов побрал, а многих доброхотным своим сердцем на свободу пустил, сам возвратился в царствующий град Москву с великим триумфом».



СКВОЗЬ ТОЛЩУ ВЕКОВ

В газете публиковались не только военные реляции, но и деловые сообщения, вести о прибывших в Россию судах и привезенных товарах, печатались переведенные материалы из иностранных газет, новости промышленности, торговли, просвещения, науки, информация о встречах послов и визитах к нам иностранных гостей. Как отмечал впоследствии Николай Добролюбов, «русские увидели всенародное объявление событий военных и политических».

Общественная жизнь в Российской империи при Петре Великом бурлила, важные события шли непрерывной чередой. Первый выпуск общедоступной газеты открывался информационным сообщением: «На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов... А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит».

В номере за 18 июля 1703-го читаем: «В прежних «Ведомостях» объявлено о сыскании железа в Сибири, и ныне июля в 17 день привезли к Москве из Сибири в 42 стругах 323 пушки великих, 12 мортиров, 14 гаубиц, из того железа сделанных... и такого доброго железа в свейской земле нет».

Подобные, исполненные патриотического чувства объявления приятно читать даже спустя несколько веков. Другие заметки тоже весьма оптимистичны: «Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют... На реке Сок нашли много нефти и медной руды, отчего чают немалую быть прибыль государству».

А вот информация из раздела, как сказали бы теперь, международной хроники. «Из Персиды пишут: Индийский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей не мало».

Интересно было бы узнать, как Петр Алексеевич обошелся со столь необычным для наших широт подарком. Впрочем, ему, наверное, было не до ухаживания за слонами, государственных дел хватало с избытком. Да и тяжелая война не прекращалась, близилось сражение под Полтавой, которое Пушкин воспоет с особой страстью: «Тесним мы шведов рать за ратью; / Темнеет слава их знамен, / И бога браней благодатью / Наш каждый шаг запечатлен».

О главной русской виктории того периода монарх лично писал в двух номерах «Ведомостей» — за 2 и 15 июля 1709-го. Петр Алексеевич информировал о расстановке сил, ходе битвы, восхищался силой духа русских воинов. В тех победных «репортажах», в частности, указывалось: удалось взять в плен «несколько тысяч офицеров и рядовых, фельдмаршалов и генералов шведских».

Россия ликовала, прочитав в газете следующие строчки: «Объявляю вам о зело превеликой и неначаемой виктории, которую господь нам через неописанную храбрость наших солдат даровати изволил, с малою войск наших кровию, таковым образом». Еще большую радость вызвало годы спустя объявление о том, что Северная война успешно завершилась. Номер за 1 сентября 1721 года возвестил: «Корона шведская вечно уступает нам Лифляндию, Эстляндию, Ингерию и значительную часть Карелии, с городами Ригою, Ревелем, Нарвою, Перновом, Выборхом и Кексхольмом».



ЧИТАТЕЛИ И ИЗДАТЕЛИ

Первые выпуски отличались некоторой спонтанностью. У «Ведомостей» не было ни четко определенного формата, ни постоянного тиража. Газету печатали в разных количествах — от пятисот до четырех тысяч экземпляров. Грамотеев в то время было сравнительно мало, и им выпала честь рассказывать тем, кто не умел читать (но хотел многое знать), опубликованные авторитетным изданием новости.

Выходил этот «орган печати» от случая к случаю, да и стоимость выпусков варьировалась. Даже постоянного названия не было, помимо просто «Ведомостей», вниманию читателей предлагались «Ведомости Московского государства», «Российские ведомости», «Реляции»...

Как бы там ни было, народу подобная политика гласности в целом нравилась. Если раньше он питался почти исключительно уличными слухами и сплетнями, то с приходом в общественную жизнь прессы стал получать официальную, как принято говорить, информацию. Да и выглядела газета весьма убедительно: набранные крупной, витиеватой кириллицей заголовки и тексты придавали публикациям солидности.

Редакции как таковой не было, зато авторы у «Ведомостей» подобрались именитые: Борис Куракин, Петр Толстой, Федор Головин и некоторые другие сподвижники Петра I. Впрочем, работали на издание и «безымянные» корреспонденты: дьяки, писцы, прочие приказные люди. Директор московского Печатного двора Федор Поликарпов в чем-то был подобен современному редактору (а также цензору), он контролировал весь процесс выпуска газеты и докладывал государю обо всем, что тому угодно было знать. Газетное дело пришлось монарху по душе. Он передавал для публикации известия о войне, письма в Сенат, послания царевичу Алексею, царице Екатерине, некоторым вельможам, самолично читал корректуру, редактировал, попутно что-то вписывая или, наоборот, вымарывая. Кроме того, царь отбирал для «Ведомостей» статьи из зарубежных газет, благо иностранными языками владел неплохо.



СУРОВЫЙ РЕДАКТОР

Петр Алексеевич в делах был порывист и целеустремлен. Тех, кто радел о пользе Отечеству, хвалил, оплошавших корил гневно, порой едва до обморока не доводил. Провинившемуся сотруднику газеты сей суровый главред вполне мог и тумака дать, хотя подобное бывало редко. Чаще пытался вразумлять доводами, убеждениями, примером чему может служить письмо начальника Монастырского приказа (в его ведении находились «Ведомости») графа Ивана Мусина-Пушкина вышеупомянутому Федору Поликарпову: «Присланные от тебя куранты неугодны. Изволил Великий Государь говорить, не надобно писать «Реляция», но «Ведомости», писать из котораго места присланы. И ты, исправя, печатай и передавай в народ... А в конце надо писать: печатано в Москве 1709 лета марта... а не так, как у вас напечатано».

Царь Петр предпочитал ясность, простоту стиля, требовал, чтобы русский язык соотечественники не засоряли. «В реляциях твоих употребляешь ты зело много польские и др. иностранные слова и термины, за которыми самого дела вразуметь невозможно. Того ради впредь тебе реляции свои к нам писать всероссийским языком», — писал монарх одному из посланников.

О пользе рекламы в то время знали. Чтобы «Ведомости» стали популярнее, Петр I учредил в Москве аустер-ресторации, в которых «чаем и кренделями угощали даром» тех, кто читал приносимую с собой газету.

Со временем ее стали печатать не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Кое-что в ней изменилось, например, вместо кириллицы стали использовать более понятный, изобретенный (ну или как минимум высочайше одобренный) царем «гражданский» шрифт.

В 1719 году весьма смекалистый и смелый директор столичной типографии Михаил Аврамов обратился «наверх» с письмом, в коем убеждал: «Одних выписок из иностранных газет и донесений наших должностных лиц далеко недостаточно для интереса и жизненности нашего органа». Михаил Петрович просил монаршего позволения писать о том — важном, насущном да и просто любопытном, — что прежде не публиковалось. Ознакомившись с посланием, Петр I призадумался, а затем приказал подключить «для собирания сведений о жизни русского общества» переводчика Якова Синявича. Ну а тот высокое доверие оправдал: события стал описывать ясным, живым языком, к тому же уделил максимум внимания деталям, подробностям. Этого Петрова порученца, пожалуй, можно считать первым русским журналистом.

После смерти императора история издания не закончилась. В 1728 году оно было передано в ведение Академии наук и стало именоваться «Санкт-Петербургскими ведомостями», а в 1914-м (в связи с переименованием Северной столицы) — «Петроградскими...».

В октябре 1917 года пришедшие к власти большевики газету закрыли, но в 1991-м она возродилась (под названием «Санкт-Петербургские ведомости») и теперь постоянно выходит в городе на Неве.

Автор
Валерий БУРТ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе