«Дуче» русского фашизма

Константин Родзаевский хотел спровоцировать «национальную революцию» в СССР. 

План провалился, «дуче» написал Сталину покаянное письмо и оказался на Лубянке.


Вечер 22 августа 1945 г. выдался для него тяжёлым. Долгие месяцы страха за свою жизнь, бегство из Харбина в Тяньцзинь, одиночество и очевидное крушение всех былых наивных идей и планов, — всё это отпечаталось на лице Родзаевского. Тридцатидевятилетнему эмигранту запросто можно было бы дать пятьдесят… Хмурый взгляд сосредоточился на плохой бумаге, а рука его уже в третий раз выводила: «…Генералиссимусу Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину».


Ещё совсем недавно Константин Владимирович Родзаевский считал себя непримиримым врагом Сталина, и за те строки, что он теперь писал, иные «соратники» могли бы забить его до смерти. Он, «дуче» русских фашистов, всю свою биографию построил на ненависти к коммунизму, а теперь выпрашивал милости у «вождя народов», да ещё как! «Сталинизм, — это как раз то самое, что мы ошибочно называли «российским фашизмом», это — наш российский фашизм, очищенный от крайностей, иллюзий и заблуждений», — написал очередной «комплимент» Родзаевский.


«Сталинизм — это (…) наш российский фашизм»


К. В. Родзаевский.
Источник: drugoros.ru



Сын юриста из Благовещенска, он бежал из СССР в Харбин ещё в 1925 г., как только ему исполнилось 18 лет — к многочисленным эмигрантам, осевшим там под занавес Гражданской войны, подальше от ненавистных коммунистов. Людей, питавших мало любви к советской власти, в стране хватало, но большинство смирилось. Лишь некоторые решались на столь отчаянный шаг, как бегство. В Харбине Родзаевского ждало мало хорошего. Русские там жили бедно (впрочем, как и китайцы), трудились тяжело, терпели проделки местного криминала и тосковали по утраченной России. Эмигрантская молодёжь, что характерно, старшее поколение с его бесполезным ностальгическим монархизмом критиковала и искала свой идейный фундамент. Альтернативу многие видели в фашизме — этом новом течении, блестяще расправившемся в Италии с коммунистической угрозой и примирившем народ и капитал.

Вот в этот момент Родзаевский и поступил в харбинский юридический институт. В недрах «Русского клуба» и на лекциях, на которых Г. К. Гинс и профессор Н. Н. Никифоров славили «чернорубашечников», сложился русский фашистский кружок. А бывший комсомолец Родзаевский, человек увлекающийся, юный и эмоциональный, очень скоро стал «дуче» харбинских русских фашистов.


Русский Харбин.
Источник: regnum.ru


Несколько лет студенты игрались в политику без особого успеха. Большинство харбинцев даже и не знали о существовании «РФП» — Русской фашистской партии. Те тихонько собирались, агитировали среди знакомых, вырабатывали программу и партийные символы. Лозунг РФП звучал так: «Бог, Нация, Труд». Православие, антисемитизм и антикоммунизм сочетались у фашистов с идеями тотальной экономической автаркии России, «национализации» образования и отказа от рыночной экономики (по крайней мере, крупная промышленность должна была оставаться государственной). Наверное, пара сотен харбинских фашистов так бы и мечтала тихонько о национально-трудовом строе, если бы не японская оккупация Маньчжурии.

С 1932 г. деятельность Родзаевского наконец приобрела новый размах. Японцы, рассчитывая использовать эмигрантов в предстоящем столкновении с Советами, дали денег и на издание фашистского журнала «Нация» и на создание новых ячеек в Шанхае, Токио и других городах, а также партийных организаций в гитлеровском духе: «Союз фашистской молодёжи», «Союз юных фашисток — Авангард», «Союз юных фашистов — Авангард» и даже «Союз фашистских крошек» для детей от 5 до 10 лет. Фашисты носили повязки со свастикой, которая вместе с двуглавым орлом и крестом стала их официальным символом. На пике — в середине 1930-х гг. — Родзаевскому удалось привлечь в свою партию около 4−5 тыс. человек.

/
Газета «Крошка» для детей.
Источник: pikabu.ru


В тот период он провозгласил следующую цель: покрыть сетью подпольных фашистских организаций территорию СССР и в 1938 г. свершить там «национальную революцию». Ничего, конечно, не получилось. Заброшенный с помощью японцев в 1936 г. в СССР «Первый фашистский отряд спасения Родины» сотрудники НКВД уничтожили вскоре после перехода неудачливыми «партизанами» границы.

После этого публичного провала партия стала быстро терять сторонников. Была, правда, и другая причина: немало фашистов оказалось просто оппортунистами: они выполняли грязные поручения японцев, в том числе японской мафии. Эмигранты промышляли торговлей наркотиками, сутенёрством и вымогательством. Самые мрачные слухи ходили и о самом Родзаевском — якобы он убил очередную жертву рэкета. Иронично, что харбинский итальянский агент Амлето Веспа тогда писал: «[Русские фашисты[ — пятно на добром имени итальянского фашизма и оскорбление всего, что он демонстрирует миру под руководством дуче».

Так или иначе, дела у русских фашистов пошли плохо. Всё, что оставалось теперь Родзаевскому — это поддерживать идею интервенции: вот, мол, когда сбросят иностранцы силой оружия коммунистов, тогда и пробьёт наш час. Так что, когда Гитлер напал на СССР, харбинские фашисты поддержали Третий рейх.


Из журнала «Нация».
Источник: rpczmoskva.org.ru


Эта стратегия не помогла Родзаевскому. Окончательно убедившись в бесполезности фашистов, японцы запретили их деятельность в 1943 г. К тому времени в русской эмиграции стали уже преобладать симпатии к Красной армии и ненависть к нацистам и японским оккупантам. Даже самые наивные антикоммунисты отворачивались от фашистов. Летом 1945 г. Родзаевский бежал из Харбина — ни от местных недругов, ни от японцев не приходилось ждать ничего хорошего (по меньшей мере, могли мобилизовать в Квантунскую армию). И теперь он заканчивал своё письмо Сталину: «Да здравствует Сталин, Вождь народов! Да здравствует непобедимая Российская Красная Армия, освободительница народов! Да здравствует Союз Советских Социалистических Республик — оплот народов! Да здравствует советская нация — Российская нация! Слава великому русскому народу!
Слава России!».

Что его побудило написать — личный интерес или прозрение — не вполне ясно. С одной стороны, он, видимо, вполне искренне стал иначе оценивать Сталина. В то время примирение Кремля с православием, репрессии против «ленинской гвардии» (в которой было много евреев) и победа в войне привлекли к «вождю народов» симпатии многих националистически настроенных эмигрантов. Для фашистов эта переоценка была характерна в первую очередь. С другой стороны, Родзаевский стоял перед весьма сложным выбором: пытаться бежать куда глаза глядят (с неизвестным исходом и, очевидно, многими тяготами), ждать ареста агентами СССР или выдачи китайскими властями, или — попытаться найти с советской властью общий язык.


Родзаевский после ареста, 1945.
Источник: hmong.ru


Видимо, в страхе Родзаевский выбрал самый наивный вариант — последний. С ним связались сотрудники советского консульства. Ему польстили и пообещали место журналиста в одной из крупных газет СССР. Конечно, его обманули. Из Бэйпина Родзаевского привезли в Россию и отправили на Лубянку. Процесс открылся 26 августа 1946 г. В. В. Ульрих судил Родзаевского, его секретаря Льва Охотина, бывшего колчаковского министра И. А. Михайлова, атамана Семёнова и ещё нескольких врагов советской власти. Виновными себя признали все: шпионаж, диверсии, терроризм… Суд приговорил Родзаевского к расстрелу. Приговор привели в исполнение 30 августа 1946 г. в одном из подвалов Лубянки. «Дуче», осознавший себя сталинистом, принял смерть по воле своего нового кумира.



Источники

Косых Е.С. «Русский фашизм» в Маньчжурии в 1920-1930-е гг. // Россия в войнах и локальных конфликтах ХХ – начала XXI вв. Стерлитамак, 2019.
Лагуткина М.Д. Радикальные издания Русского Зарубежья первой волны эмиграции в Китае (1920 – 1940-е гг.) // Медиапространство многополярного мира. М.: РУДН, 2017.
Стефан Дж. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции 1925 – 1945. М.: Слово, 1992.


Автор
Константин КОТЕЛЬНИКОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе