Дивный сад Игнатия Брянчанинова

Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения Святителя Игнатия Брянчанинова – великого русского богослова, аскетического писателя, учёного, проповедника. Труды Игнатия Брянчанинова очень многое значат для православного человека.
Вот как поэтично говорит о них один из почитателей Святителя, наш современник инженер Вячеслав Вольберг:

– Святителя Игнатия Брянчанинова начал открывать для себя в период благодатнейший, когда приходил к вере. Возраст был зрелый, сорок лет, не мальчик. Как типичный интеллигент, к вере шёл через разум. Прочёл огромное количество книг, в том числе и узко специальных по экзегетике, богословию, истории Церкви. Потеснились классические авторы, с почтением уступая местечко для Карташева и Ильина, для Григория Паламы с его триадами и булгаковского «Света невечернего». Прекрасные авторы, непререкаемые авторитеты, но что-то должно было пронять так, чтобы в вере уже не было никакого сомнения. И это свершилось. (Я намеренно не говорю о таинствах Церкви, это составляющая сакральная, область трансцендентная). Разом, одним заходом, прочёл всё собрание сочинений Святителя Игнатия Брянчанинова. Такой поэтики, как в его произведении «Блажен муж», я никогда и ни у кого не встречал. Всё, чудо свершилось. Мне более не нужны чудеса для подкрепления веры. Читаю письма Святителя Игнатия и слышу: поёт вдохновенный Божественный певец. Даёт наставление современникам своим, но слышу и я глаголы, пронзающие столетия звучанием струн Псалтыри.

Родился будущий Святитель, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 5 (17) февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Родоначальником старинного дворянского рода Брянчаниновых был боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле. На родине Игнатия Брянчанинова чтут память о нём, старинная усадьба в Покровском восстановлена, на Вологодскую землю каждый год приезжает потомок Святителя из Австралии Татьяна Ватсон, она много сил вложила в возрождение усадьбы.

Дмитрий Брянчанинов мог сделать блестящую светскую карьеру, но ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. По настоянию отца Дмитрий поступил в военное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Перед юношей открывалась блестящая карьера, но он ещё до окончательного экзамена подал прошение об отставке, желая принять монашество. В годы учения он познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры. Определяющей в принятом решении была встреча с иеромонахом Леонидом, будущим оптинским старцем: «Сердце вырвал у меня отец Леонид; теперь решено: прошусь в отставку от службы и последую старцу, ему предамся всею душею и буду искать един­ственно спасения души в уединении», – так он высказал своё впечатление от беседы другу Михаилу Чихачёву.

СЯрославской землёй Святителя Игнатия связывают крепкие духовные узы. Здесь, в Николо-Бабаевском монастыре, он жил несколько лет, здесь он закончил свой земной путь. Место необычайно красивое. На самом берегу Волги со старинными липами, дубами, берёзами. И для отдохновения, и для молитвы. Николо-Бабаевский монастырь находится на правом берегу Волги при впадении в неё реки Солоницы, недалеко от посёлка Некрасовское. В народе это место испокон веков называют Бабайки. Столь необычно именовали люди вёсла, использующиеся вместо руля при лесосплаве.

По одной из легенд, на вёслах, сложенных сплавщиками в устье Солоницы, явилась икона Святителя Николая Чудотворца. По другой легенде, икона приплыла на весле. Благочестивые люди построили сначала для иконы часовню. А затем пришедший из Сергиевой обители инок Иоанн построил храм и основал в XV веке обитель. Есть предания, рассказывающие о том, что монастырь был основан здесь не в XV, а в XIV веке, причём в 1375 году храм в честь Святителя Николая освятил сам преподобный Сергий Радонежский.

Впервые Игнатий Брянчанинов посетил Николо-Бабаевский монастырь в 1847 году, когда, ещё будучи архимандритом и настоятелем Сер­гиевой пустыни под Петербургом, он был освобождён от управления пустынью и для поправления здоровья приехал в этот удалённый и малопосещаемый монастырь. Святителю Игнатию полюбилась обитель и по причине климата, благотворно повлиявшего на его здоровье, и по причине уединённости монастыря. Летом 1861 года Святитель Игнатий, уже будучи епископом Кавказским, подал прошение об увольнении на покой и попросил настоятельство в Николо-Бабаевском монастыре. Просьба его была удовлетворена.

13 октября 1861 года Игнатий Брянчанинов приехал в Бабайки со своими учениками и нашёл монастырское хозяйство в упадке. С приездом Игнатия Брянчанинова началось возрождение обители. К концу XIX века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма – двухэтажный собор Иверской Божией Матери, храм Николая Чудотворца, церковь во имя Иоанна Златоуста и преподобного Сергия Радонеж­ского и храм Успения Божией Матери.

В Бабаевском монастыре были написаны Игнатием Брянчаниновым многие из удивительных по глубине духовного содержания писем, адресованных инокам и мирянам, знаменитое «Приношение современному монашеству», «Отечник» – сборник изречений и фрагментов из жизнеописаний подвижников первых веков христианства. В Бабайках были подготовлены к печати три тома «Аскетических опытов» и сборник «Аскетическая проповедь». Меня поразило, каким удивительным образом сочетаются в «Аскетических опытах» философская глубина и поэтичность. Вот отрывок из миниатюры «Сад во время зимы»:

«Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времён года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнажённые древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною: то он вместо ответа посмотрел бы на вас и улыбнулся – такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мёртвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу всё возможно: чудес нет для Него. Слабо помышление человека: чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божии, на которые постоянно и уже равнодушно смотрим, – дела дивные, чудеса великие, непостижимые».

Недаром ученики называли Игнатия Брянчанинова новым Златоустом. 30 апреля 1867 года Святитель Игнатий ушёл из жизни и был похоронен в храме Иоанна Златоуста и преподобного Сергия Радонежского.

Николо-Бабаевский монастырь закрыт в 1920 году, собор Иверской иконы Божией Матери и храм Николы Чудотворца были взорваны. Все святыни монастыря, все чудотворные иконы исчезли, остались только мощи Святителя Игнатия Брянчанинова.

В обители располагались различные учреждения: в годы войны – госпиталь, затем – дом престарелых, детский дом, колония для малолетних преступников, детский туберкулёзный санаторий. Когда лечебное учреждение выселили, здания стали быстро разрушаться. В 1988 году после канонизации Игнатия Брянчанинова его мощи были перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь.

В 1998 году Николо-Бабаевский монастырь передали Православной церкви. И началось возрождение обители. Восстанавливаются не только старинные стены, но и сам уклад монастырской жизни.

В2005 году мне посчастливилось побывать в Николо-Бабаевском монастыре. До этого я была здесь лишь однажды, когда в обители находилась ещё лечебница, а в кельях жили миряне.

Когда мы приехали в Бабайки, в монастыре кипела работа. Каждый выполнял своё послушание. Трудились иноки, паломники.

В центре обители – два добротных деревянных дома, очень похожих и по величине, и по стилю, построенных в старинных традициях, украшенных резными наличниками. Это дома архиепископа Михея и митрополита Симона, которые жили здесь на покое. Митрополит Симон более 30 лет возглавлял Рязанскую епархию, архиепископ Михей руководил Ярославской епархией с 1993 по 2002 год. И вот оказалось, что оба эти почитаемые, любимые верующими старцы провели последние годы жизни рядом.

Удалось поговорить с митрополитом Симоном. Он был просто воплощением любви и доброты. Встретил поистине с отеческими добротой и радушием и согласился поговорить с журналистом, хотя был нездоров. Более всего меня потрясла в этом удивительном человеке трепетная, горячая любовь к родине.

Я спросила владыку: почему он выбрал именно Николо-Бабаевский монастырь для своего пребывания на покое? И он ответил:

– Здесь, в Николо-Бабаевском монастыре, жил на покое Святитель Игнатий Брянчанинов, которого я глубоко почитаю. Этот монастырь я выбрал ещё и потому, что он близко находится к моим родным местам. Меня всегда тянуло на родину. Когда я учился в семинарии, ребята на каникулах стремились поездить по монастырям, а я всегда посещал родные Кишанки в Данилов­ском районе, Вятское.

Изречения Игнатия Брянчанинова владыка Симон часто использовал в своих проповедях. И в последние годы своей жизни много времени посвящал исследованиям трудов Святителя.

В Николо-Бабаевском монастыре свято чтут память Игнатия Брянчанинова. Сохранилась до нынешнего времени келья, в которой жил Святитель. Её показала мне матушка Леонида, регент монастырского хора, приехавшая в Бабайки вместе с митрополитом Симоном из Рязани.

Как мало мы знаем о наших святынях, как редко бываем в старинных монастырях. Но как трогают душу и надолго остаются в памяти посещения этих мест. Освящённых жизнью великих подвижников. На прощание я послушала, как поют в Николо-Бабаевском монастыре. Тропарь Божией Матери «Утоли моя печали» пели прямо на улице под сенью лип регент, матушка Леонида и отец Владимир, профессор Московской духовной академии. Отец Владимир болен, сидит в кресле с посохом. А поёт так, что мороз по коже. Вот уж воистину, сила Божия в немощи совершается. Пение этих двух людей потрясало своей силой. Давно я не слышала такого слаженного духовного исполнения, которому так радуется душа.



Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе