Марфуша из сказки «Морозко», которую в одноименном советском кино блестяще исполнила Инна Чурикова, у современного человека вызывает смех.
Все хорошо помнят, как мать рисовала ей на щеках круглый ярко-красный румянец и агрессивно чернила брови. Однако в допетровский период такой внешний вид никого бы не то что не рассмешил, но даже не удивил бы. Ведь это был типичный макияж модницы. Правда ли, что практически все славянки в XVI-XVII веке выглядели как Марфуша? Об этом можно узнать из воспоминаний современников.
В ход шли свёкла, уголь и... мышьяк
Румяна пришли на русскую землю примерно в XV веке. Постепенно они становились всё более популярными во всех слоях общества. Славянки начали активно натирать щеки, чтобы они казались красными.
Простые деревенские девушки использовали для этого обычную свеклу. Кожу белили, как правило, обычной мукой, а «соболиные брови» рисовали углем. Вот как раз так, как было карикатурно продемонстрировано в фильме-сказке «Морозко».
Себя украшали и простые крестьянки, и знать.
В богатых семьях женщины могли натирать щеки ягодами, а еще позже в распоряжении представительниц знати появились специально изготовленные косметические составы.
Историки моды напоминают, что примерно в этот же период (XV-XVII века) в Европе женщины тоже красились и не экстравагантнее, чем русские модницы. Там тоже в ходу были белила и румяна. Достаточно вспомнить Елизавету I, чье лицо было неестественно бледным, и её фрейлин, которые были похожи на белых фарфоровых кукол.
Как известно, жившая в XVIII веке Мария-Антуанетта тоже белила кожу, а также, по воспоминаниям современников, рисовала на своих щеках яркие румяна-круги.
В XVII-XVIII веке румянами пользовались уже практически все русские модницы. Увы, натуральным рецептам постепенно стали предпочитать опасную химию. Привезенные из Европы косметические средства, как потом выяснилось, были крайне вредны для здоровья. В белилах содержалась цинк и мышьяк. Так, незадолго до революции отечественные химики, исследовав останки русских княгинь, в том числе и бабушки Ивана Грозного, обнаружили в костях дозы мышьяка, в десятки раз превышающие норму.
Природные белила были безопаснее. /Кадр из фильма
В румянах, помимо проверенных веками охры и кармина, содержался ядовитый компонент киноварь (ярко-красный ртутный минерал). Брови же богатые русские дамы часто красили составом из сурьмы – полуметалла, который тоже токсичен и является ядовитым биологическим микроэлементом.
Марфуша была практически эталоном
Итак, русская красавица XVII – начала VIII столетия выглядела именно как Марфуша из «Морозко». Кожа – белая-белая («белолица как снег»), на щеках – красные кружочки («щечки как маков цвет»), брови – иссиня-черные («точно соболь»). И, надо сказать, далеко не каждая из женщин чувствовала меру и могла вовремя остановиться. В погоне за модой красились по принципу «чем ярче – тем лучше».
Макияж женщин тех веков хорошо передал русский художник Андрей Рябушкин, который много путешествовал по России и изучал историю страны, а также культуру и быт предков, чтобы потом передать этот колорит в своих картинах. Он объездил русские села, жил в Новгороде, Ярославле, Орле, Костроме, Угличе и других городах.
Андрей Рябушкин изображал купцов и бояр очень реалистично.
Описание типичной русской женщины сделал в свое время немецкий путешественник, географ, и историк Олеарий Адам по итогам поездки Голштинского посольства «в Московию и Персию». Оно полностью соответствует тому, что изображено на картинах Рябушкина. Так, согласно заметкам иностранца, русская женщина имеет средний рост, хорошую фигуру, нежные черты лица. При этом в городах, по наблюдениям немца, представительницы прекрасного пола все сплошь румянят и белят свои лица и делают это очень грубо: «…кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску». Адам также заметил, что брови и ресницы русские горожанки либо чернят, либо красят в коричневый цвет.
Женщины на Руси косметики не жалели.
Конечно, не все женщины слепо следовали такой моде. Среди жительниц деревень оставалось достаточно тех, кто не хотел подобным образом разрисовывать себе лицо. Простым крестьянкам, например, в обычные будние дни было явно не до натирания щек свеклой. Но вот женщины побогаче, и, тем более, горожанки, использовали косметику по полной программе.
Настенька из сказки про Морозко выглядит как противоположность дикой моде.
Олеарий Адам сетовал на то, что некоторых даже очень красивых женщин, обладающих природным румянцем и нежным цветом кожи, их подруги или соседки насильно заставляют так краситься – мол, такая мода.
Характерным примером стала история с женой боярина князя Ивана Черкасского: она была от природы хороша собой и поэтому не хотела румянить свои и без того розовые щеки. Однако супруги других бояр стали пенять ей на то, что она дескать, с презрением относится к обычаям родной страны и своим упрямством позорит других женщин. Они стали подговаривать своих мужей повлиять на строптивую боярыню. В итоге женщине пришлось покориться и тоже начать белить лицо и ярко красить щеки. В итоге красота боярыни потерялась под слоями краски и она стала выглядеть такой же по-клоунски разрисованной куклой, как и остальные.
«Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Худ. А. Рябушкин
Вписаться в окружающий мир
Почему русские женщины так фанатично разукрашивали свои лица, если славянки от природы и без того, как правило, хороши? Историки называют несколько тому причин. Первая – это конечно подражательство иностранной моде, ведь русские красотки всегда засматривались на Европу, а там, как упоминалось выше, на тот момент уже давно в ходу были белила и румяна.
Вторая причина (и, пожалуй, главная) – это яркость окружающего мира. Дело в том, что в XVII веке одежда русских людей и интерьеры в их домах были очень пестрыми и красочными. Разноцветные сарафаны, ленты, яркие платки с маками и кокошники, вышитые рушники, коврики и так далее, и так далее. На фоне такого обилия красок лицо женщины выглядело совсем бледным и просто терялось – поэтому-то его и делали более ярким – пусть даже в ущерб вкусу.
Картины Рябушкина
Цвет кожи при этом модницы старались делать как можно более белым, чтобы придать лицу налет аристократизма. Напомним, что на Руси, как и в других странах, загар считался признаком простолюдинки – крестьянки, которая много работает в поле под палящим солнцем.
Стоит заметить, что только ближе к XIX веку любительницы ярких кругов на щеках придумали растушевывать румяна, чтобы они смотрелись более естественно. Ну а в начале XX века, когда появилась мода на загорелую кожу, румяна и вовсе на какое-то время вышли из моды. Правда, потом их снова начали использовать. А вот с бровями на протяжении истории моды были вариации: толстые и черные то и дело сменялись на едва заметные ниточки.
Сейчас толстые черные брови (и даже монобровь) тоже в моде, и некоторые дамы не знают в этом меру. Хорошо хоть, что красные «кругляшки» на щеках пока не рисуют, но кто знает – возможно, это у модниц ещё впереди?