Десять лет за частушку

ХХ век принёс России небывалые бедствия и страдания. Войны и революции унесли миллионы жизней и миллионам поломали судьбы. Но были в истории нашей страны моменты, о которых вспоминают не просто с болью, но и со стыдом: как же такое могло произойти? Речь идёт о политических репрессиях, в ходе которых пострадали миллионы ни в чём не повинных людей: их лишили права на достойную жизнь, права на свободу, на будущее. Ведь в СССР за период с 1917 по 1987 год было репрессировано, по разным источникам, более двадцати миллионов человек.

Самая известная волна массовых, бесчеловечных репрессий пришлась на 1937 – 1939 годы. В 2007-м реабилитированные отмечали скорбный юбилей – 70 лет с начала «большого террора». Только с июля 1937 по ноябрь 1938 года было арестовано полтора миллиона человек и уничтожено свыше 700 тысяч безвинных граждан. На пространстве бывшего Советского Союза мало найдётся семей, которых не коснулись бы репрессии и беззакония. Учёные и крестьяне, рабочие и инженеры, военные и врачи, домохозяйки и студенты, жители городов и сёл – никто не был застрахован от попадания в страшные списки НКВД.


За годы советской власти на Ярославской земле было арестовано около двадцати тысяч человек, а более 2500 лишены самого дорогого – жизни. Несколько тысяч крестьянских семей были высланы в районы Крайнего Севера, Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. До сих пор дети и внуки многих из этих людей ничего не знают о судьбе своих близких. А для большинства их родственников путь к получению образования, построению карьеры и нормальной жизни был закрыт, порой общество от них, родственников «врагов народа», просто отворачивалось.


Сегодня в области проживают почти три тысячи реабилитированных наших земляков, в Ярославле – около 1500, которые были безвинно осуждены и отбывали наказание в местах лишения свободы и ссылке, в том числе и их дети, всю жизнь носившие клеймо детей «врагов народа». С горечью следует отметить, что новое демократическое государство вновь унизило – репрессировало живущих детей «врагов народа», отказавшись в 2004 году выплачивать льготы из федерального бюджета, переложив заботу об этих старых, больных людях на региональные власти, которые и без того еле-еле сводят концы с концами своих бюджетов.


Репрессированные – это особая категория граждан. Это люди, которые были обвинены в преступлениях, ими не совершённых. К сожалению, ещё и сегодня бытует мнение: «невиновных не сажали». Да, невиновных не сажали, а сажали за частушку:


Десять лет коровы нет,


А маслицем рыгается.


На дворе один петух


С голоду брыкается.


И вот за эту частушку, исполненную в концерте художественной самодеятельности, юная Ульяна Жидкова была осуждена на десять лет исправительно-трудовых лагерей. Вот в чём была её вина перед государством? А когда, работая на лесоповале, простудилась и больная, не имея сил, несколько дней не выходила на работу, была приговорена к расстрелу «за злостный отказ от работы». Приговор привели в исполнение 30 мая 1941 года в посёлке Переборы.


Таких расстрелов в Волголаге «за отказ от работы» насчитываются, судя по документам архива, тысячи. И, главное, отказчики были или больные, или истощённые голодом и работой люди. Волголаг – это одно из страшных мест земли Ярославской.


Волгострой НКВД СССР был образован для строительства гидроузлов в районе Углича и Рыбинска. Стройки начались в 1936 году. Создали Волголаг НКВД, и Рыбинск стал принимать эшелоны с заключёнными. Большинство из них были осуждены по сфабрикованной 58-й статье УК РФ (антисоветская пропаганда и агитация). Так началась очередная «великая стройка социализма». Умерших от голода и непосильной работы заключённых списывали, как скот. И, как скот, закапывали в разных местах. С годами дожди и волжская вода размыли эти захоронения.


Хотите убедиться? Поезжайте на берега рукотворного моря, там и сейчас белеют кости несчастных. Учащиеся лицея № 38 Рыбинска и их энтузиаст-руководитель Раиса Ивановна Телякова своими силами создали мемориал и хранят память о людях, принявших мученическую смерть, создавая благо для будущих поколений. Тысячи невинно осуждённых навсегда остались в земле ярославской на берегах великой реки Волги.


Ребята занимаются поиском мест массовых захоронений, учатся работать в архивах и библиотеках, общаются с живыми свидетелями события и с родственниками погибших. Большое нравственное значение имеет не просто установление места захоронения, а восстановление полной информации о людях, скончавшихся здесь. Не стоит забывать о том, что каторжным трудом репрессированных были в значительной мере реализованы планы индустриализации страны, а также внесён большой вклад в укрепление обороноспособности нашего государства в годы войны.


Вот только у современных демократов нет денег, чтобы воздвигнуть памятник безвинно репрессированным узникам Волголага, создававшим материальные блага для будущих поколений.


К сожалению, тема политических репрессий по-прежнему остаётся мало освещаемой в современных курсах истории, да и СМИ нечасто воспроизводят эту трагическую страницу в жизни нашей страны. А ведь восстановление для потомков истории жизни, испытаний и личного подвига дедов и отцов – путь к нравственному возрождению общества. Подрастающему поколению необходимо знать все этапы истории Отечества, какими бы они ни были тяжёлыми и страшными. Изучение истории гонений и репрессий ХХ века тем более важно, что здесь по-прежнему масса белых пятен, за которыми – миллионы судеб.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе