В гостях у Татьяны Леонидовны в Фатьянове
В путь!
Более ста лет прошло с тех пор. Корреспонденты «Ярославского агрокурьера» решили отправиться в экспедицию в деревню Фатьяново, на место тех давних раскопок. В ее состав вошли любитель истории, ярославский коллекционер Владимир Иванович Столяров и учитель истории Толбухинской школы Александр Борисович Привалов. Мы сначала с долей юмора назвали свою поездку экспедицией. Но поскольку до Фатьянова пришлось добираться с некоторыми сложностями и даже с риском, путешествие вполне достойно именоваться столь серьезно. Из Ярославля до Толбухина мы доехали без всяких приключений. Дальше наш путь лежал в легендарную деревню. Из Толбухина некоторое время ехали по нормальной дороге, но вот поворот на Фатьяново – и мы увидели разбитые глубокие колеи, заполненные водой. Дмитрий, водитель «уазика», на котором наша экспедиция продвигалась в сторону Фатьянова, смело свернул на этот отрезок, отдаленно напоминающий дорогу. И тут началось. Подобное путешествие порадовало бы любителей самого жесткого экстрима. «Уазик» то подбрасывало на кочках, то вдруг машина так накренялась, что казалось, еще мгновение – и она перевернется. Дмитрий – просто ас, баранка в его руках крутилась с огромной скоростью, машина ловко лавировала на кочках и ухабах и выбиралась из глубоких ям.
Мужчины еще умудрялись шутить, а я через несколько минут такого жутковатого аттракциона предложила: может быть, пойдем лучше пешком. Но все же мы доехали более или менее благополучно, по крайне мере не застряли в грязи. Вот и показались дома деревни Фатьяново.
Она оказалась не такой уж маленькой, примерно два десятка домов. Но грустно и пусто было в Фатьянове. Не слышно лая собак, не видно дымка топящихся печей. Дома с аккуратно прибранными огородами закрыты на замки, сейчас здесь живут дачники только летом. Особенно печально смотреть на разрушенные деревянные избы, в которых мы увидели старые сундуки, столы, железные кровати. Они как напоминание о настоящей русской деревне, которой, как это ни печально, больше нет. Только около одного дома мы увидели признаки жизни – кур, разгуливающих по двору, и белье, сохнувшее на веревке.
Нас радушно встретила хозяйка дома Татьяна Леонидовна и пригласила войти.
Хранитель
– А вы на чем ехали? «Уазик» прошел? На «Нивах»-то ездят. Как вы решились приехать, могли бы вообще никого не застать, я хоть редко, но иногда отлучаюсь, – сразу же сказала жительница деревни.
В уютном жилище члены нашей экспедиции расположились на длинных деревянных лавках и за чашкой горячего чая стали слушать увлекательный рассказ Татьяны Леонидовны о прошлом и настоящем деревни Фатьяново.
– Бабушка моя Татьяна Николаевна Смолева всю жизнь прожила в этой деревне. Мама приехала сюда, когда во время войны эвакуировалась из Львова, так и осталась здесь жить. Родители мои родом из Диева-Городища, некоторое время они жили в Фатьянове, потом уехали в Свердловск, затем в Находку. Отец был военным. Перед войной родители жили во Львове. Я говорила своим подругам: как только выйду на пенсию, поселюсь в Фатьянове. Так и вышло. Сначала уехала сюда на два года, а задержалась на 20 лет. В городе мне неуютно, кто-то ищет цивилизацию, а я – тишину и покой. Видно, Бог велел мне здесь жить.
О более давнем прошлом Фатьянова, разумеется, не таком давнем, как бронзовый век, Татьяна Леонидовна тоже поведала:
– В этой деревне до революции было два помещика. Пруд разделял их владения. Рядом с Фатьяновом построили прекрасные ветряные мельницы.
Хозяйка дома хорошо знает свою родословную и хранит старинные фотографии предков.
– Мои деды и прадеды Смолевы всю жизнь жили в деревне. Некоторые ездили на заработки в Петербург. А один мой дед работал у купца Никиты Понизовкина. У него были крахмалопаточные заводы в нынешнем Красном Профинтерне и в Диево-Городище. А второй дед возил Понизовкину картофель.
Татьяна Леонидовна показала нам старинную фотографию начала XX века.
– Мальчики в матросских костюмчиках – это мой дядя Николай и папа Леонид Константинович. А вот мой дед Константин Федорович и бабушка Татьяна Николаевна.
О недавнем прошлом жительница деревни рассказывает:
– Двадцать лет назад здесь еще были постоянные жители – человек десять. Дома стали ветшать, старики умерли. Земли близлежащие одно время обрабатывали работники из подсобного хозяйства радиозавода. Пахали, сеяли, построили зерноток. Рядом был кирпичный завод, сейчас все развалилось.
Татьяна Леонидовна с любовью говорит о Фатьянове и окрестностях:
– Фатьяново на самым высоком месте находится из всех соседних деревень. Яблок было очень много в этом году, всю деревню наделили, больше тонны плодов было. Родник у нас есть замечательный, чистейший, соединяется он с озером Лепекино. Однажды в окно видела лосей. Я своим глазам не поверила. Выбежала из дома, насчитала 11 лосей. Жалко животных, их здесь бьют безбожно охотники – и по лицензии, и без лицензии.
Связь с внешним миром у Татьяны Леонидовны есть – сотовый телефон работает, телевизор, правда, первую программу плохо показывает. Почтальон из Спас-Виталия два раза в неделю оставляет письма на станции Пучковский.
Сыновья Татьяны Леонидовны навещают ее каждую неделю, заботятся о матери, привозят продукты. Да и хозяйство у нее есть небольшое: коза, куры. Все овощи со своего огорода.
Иногда фатьяновская жительница ездит на электричке в Данилов, если надо что-то серьезное купить. От деревни до станции Пучковский минут сорок идти.
Татьяна Леонидовна этот путь очень хорошо знает, буквально каждый камешек. На работу ездила отсюда в Ярославль несколько лет, квартира нужна была в городе. В четыре часа вставала, доила корову – и на электричку. Работала в «Агробурводе», скважины бурили.
Волнует местных жителей дорога, по которой мы сюда добирались, она, оказывается, в областной собственности. Фатьяновцы просили сельскую администрацию пруд почистить. Но пока не дождались, просьба их не выполнена. Как и в других деревнях, досаждают кабаны. Похоже, они собаку, которая охраняла дом Татьяны Леонидовны, задрали.
Легендарное место
После разговора жительница Фатьянова и, можно сказать, хранительница деревни проводила нас за околицу, мы решили отправиться на место раскопок.
– Как вы в своих черевичках туда дойдете, – посетовала по поводу моей обуви Татьяна Леонидовна. – Но вообще-то воды на курганах сейчас нет, год нынче сухой, пруд у нас пустой практически.
По полю мы отправились к легендарному месту раскопок. Вскоре увидели большие овраги, поросшие уже березами и осинами. Из оврагов идет хорошо заметная дорога, по которой гравий и песок вывозили на телегах. Место завораживает своей таинственностью, загадочностью. Но все же трудно представить, что в конце XIX века граф Алексей Уваров проводил здесь раскопки и нашел древнейший могильник. В книге известного археолога и культуролога Марии Гимбутас «Балты: Люди Янтарного моря» есть строки о фатьяновской культуре.
«После открытия фатьяновского могильника около Ярославля культуру каменного и раннего бронзового века, развивавшуюся в лесистой части России, стали называть фатьяновской и выделять как отдельный этап. По распространенности балтийских названий рек в Белоруссии и Центральной России и ряду корней балтийского происхождения, обнаруженных в языке поволжских угров, фатьяновскую культуру можно считать восточной ветвью протобалтийской культуры, входящей в группу индоевропейских культур, развивавшихся в Центральной России на протяжении первых двух четвертей второго тысячелетия до н. э. В течение бронзового века носители фатьяновской культуры распространились на восток вплоть до Волги и ее притоков. Кроме верховьев Волги фатьяновские поселения обнаружены в низовьях Оки, Суры, Вятки и нижнем течении Камы. В третьей четверти второго тысячелетия зона распространения этой культуры достигла реки Белой и вплоть до Южного Урала. Носители фатьяновской культуры вклинились узкой полосой между финно-угорскими охотничьими племенами на востоке центра России и протоскифами на юге. Они строили свои небольшие деревни на высоких берегах рек, обычно укрепляя их рвами и валами с внутренней стороны. Эти укрепленные поселения заметно отличались от неукрепленных деревень охотников на побережьях озер и рек… Носители фатьяновской культуры разводили овец, коз, коров, свиней, лошадей и собак. Кроме того, они занимались рыболовством и охотой. В мужских погребениях обнаружены костяные щитки для защиты запястий при стрельбе из лука. В детских погребениях найдены маленькие глиняные колесики, указывающие на возможное использование повозок».
К сожалению, это историческое место у деревни Фатьяново никак не обозначено, нет никаких указателей, что здесь была открыта древнейшая фатьяновская культура. Да и добраться до этого археологического памятника не так уж просто, в чем мы убедились на собственном опыте.
Конечно, было очень интересно узнать, были ли раскопки в XX веке у деревни Фатьяново. Татьяна Леонидовна говорила, как местные жители вспоминали, что археологи были здесь в 30-е годы прошлого века.
Кандидат исторических наук, доцент Ярославского государственного университета имени Демидова Елена Владиславовна Спиридонова рассказала, что раскопки производились у деревни Фатьяново в 1929 году под руководством известного археолога Отто Николаевича Бадера. Елена Владиславовна назвала фатьяновский могильник интереснейшим, в нем археологи нашли около 50 погребений. Каменные и медные топоры, костяные орудия, глиняные сосуды, ожерелья из костей и зубов животных, медвежьи клыки – все это, найденное в фатьяновском могильнике, хранится в Государственном историческом музее в Москве и в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.
***
Побывав на месте раскопок, мы отправились в обратный путь по той же разбитой дороге. Сколько таких по всей нашей огромной стране, подумалось мне. Когда-то дорога Толбухино–Вятское была вполне сносной, затем железнодорожный переезд закрыли, и сейчас дорога, соединяющая с остальным миром и деревню Буконтьево Кузнечихинского сельского поселения, и деревни Фатьяново, Иванково, Клинцево, и станцию Пучковский Заволжского сельского поселения, находится в плачевном состоянии. Нормально проехать по ней можно только в сухую погоду. Как объяснили в департаменте дорожного хозяйства, запланирована на 2015 год разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт семикилометрового участка от Вятского. Получается, что все перечисленные деревни и Пучковский пока по-прежнему будут без дороги, по крайней мере в ближайшие годы.
Вернувшись в Толбухино, мы осмотрели старинный дом, который сейчас ремонтирует в этом селе Владимир Иванович Столяров. Этот дом в народе прозвали чайным. Он построен в конце XIX – начале XX века, рассказал историк Александр Борисович Привалов. На втором этаже была чайная, а на первом – лавка. В этом здании любитель истории Владимир Столяров собирается разместить несколько музеев: в подвале – музей вредных привычек с интереснейшей коллекцией старинных портсигаров, пепельниц, бутылок, на первом этаже – музей чайной культуры с замечательными экспонатами – посудой разных веков, есть даже чайные музыкальные шкатулки, которые уже готовы занять свое место в музейном собрании. А у дома Владимир Иванович хочет соорудить навес и угощать здесь летом туристов чаем. Заинтересовавшись могильником у деревни Фатьяново, Владимир Столяров намеревается создать и музей фатьяновской культуры. Есть у любителя истории желание часть экспозиции разместить под открытым небом. Подобные музеи привлекут внимание туристов, убежден Владимир Столяров. С этим утверждением нельзя не согласиться.
Лариса ФАБРИЧНИКОВА
Фото Бориса КУФИРИНА
Фатьяново
Дорога в деревню
Дом в селе Толбухино, который ремонтирует Владимир Иванович Столяров