Человек-двигатель

Расцветом для Ярославского моторного завода стали 1960–1980-е годы, когда им руководил Анатолий Добрынин

Парк и Дворец культуры на Юбилейной площади, улица Добрынина на Пятерке, Добрынинский мост, медсанчасть моторного завода, кинотеатр «Волга», бассейн «Лазурный», Дворец спорта «Автодизель», школы №3, 27, 76, новый городской район на месте бывшей деревни Брагино, база отдыха «Лесное» – этот список можно продолжать долго. Современный Ярославль наверняка во многом не был бы таким, каким мы его знаем, если бы не старания коллектива ЯМЗ под руководством его директора.

Дворец на премиальные

Анатолий Добрынин, паренек из многодетной крестьянской семьи, дослужился от простого токаря до заместителя директора на Рыбинском моторостроительном заводе. А в 1961-м получил назначение в областной центр, на моторный завод. При нем за 20 лет производство двигателей на предприятии выросло с 5 до 100 тысяч в год. А в Ярославле выпускали двигатели для всех большегрузных автомобилей и тракторов (иностранных тогда в ходу практически не было). Огромные ракеты на военных парадах в Москве тоже везла техника с ярославскими движками.

Неудивительно, что Добрынин пользовался большим авторитетом не только в городе и области, а и на уровне страны.

– Он был очень строгий, но и очень справедливый, – вспоминает специалист музейно-выставочного комплекса «Автодизеля» Ксения Касич, долгие годы проработавшая под началом Добрынина. – Представляете, на заводе было больше двадцати тысяч человек, а он чуть ли не каждого мастера по имени-отчеству помнил. В общем, настоящий хозяин на заводе.

Застать на заводе директора можно было уже с 7 утра, а заканчивал рабочий день Добрынин часов в 10 вечера. Был трудоголиком, постоянно что-то придумывал на перспективу, планировал нововведения, стройки.

Кстати, о стройках. Всем известный ДК им. Добрынина мог появиться гораздо позже или не быть построенным вовсе. Дело в том, что возвести его собирались еще в 50-е годы и даже вырыли котлован. Но дальше дело не пошло – не хватало денег. Добрынин на общем собрании заводчан обратился к работникам с просьбой: на какое-то время отказаться от премий (что, кстати, сделал и сам), чтобы те шли на строительство дворца. И люди согласились. Так в 1965-м построили это здание.

– Кроме строительства цехов для завода и прочих производственных объектов Добрынин помогал множеству организаций в Ярославле и области, – вспоминает Касич.

К примеру, ЯМЗ участвовал в реконструкции Ростовского кремля, строительстве очистных сооружений и линии трамвая. К Добрынину не раз обращались из цирка и Волковского театра, просили помощи в создании декораций.

– Человек он был очень прямой, – говорит Ксения Борисовна. – Сразу говорил: «Хорошо, сделаем» или «Нет, и не проси». В общем, за нос не водил, с обещаниями не тянул.

Сам себе экскурсовод

Несмотря на то, что завод был перегружен заказами (нередко на нем устраивали рабочие субботы), Добрынин поддерживал и необязательные, казалось бы, идеи. К примеру, создание заводского музея.

Специально для этого в Москву и Ленинград отправили сотрудников из бюро технической эстетики ЯМЗ – посмотреть, как создаются такие учреждения, и выбрать лучшие. В итоге за образец взяли недавно созданный на тот момент музей Советской армии. А для ярославского аналога, который расположился в ДК, заказали самое передовое оборудование.

Добрынин часто принимал на заводе членов политбюро, министров, первых лиц братских республик и лидеров соседних государств, коллег. С появлением музея он обязательно стал устраивать гостям экскурсии.

– Сначала я рассказывала про историю завода, а потом Анатолий Михайлович брал у меня указку и говорил уже о современных реалиях, – вспоминает Ксения Борисовна. – Однажды он привез в музей директора какого-то производства – решался вопрос о сотрудничестве, и ярославской стороне оно было по каким-то причинам особенно необходимо. Добрынин расхаживал с указкой в руках и увлеченно расписывал все прелести ЯМЗ. Вдруг гость заулыбался, махнул рукой и сдающимся тоном сказал: «Ладно, согласен я, согласен!».

Последний проект

На памяти Ксении Касич таких историй множество. Например, Анатолий Михайлович, получив Звезду Героя Соцтруда, бережно хранил ее дома. А для себя попросил изготовить в цехе точную копию – ее и носил.

А однажды в кабинете своего заместителя Добрынин увидел две тяжелые гантели. И говорит: «Отдай! Мне как раз такие нужны для упражнений». Тот ни в какую. Но после уговоров предложил: «Если поднимешь обе на вытянутых руках, тогда отдам». Добрынин поднял и с тех пор держал «трофей» у себя в кабинете.

Но, пожалуй, одна из самых любопытных историй связана со стройкой, которая так и не состоялась. Добрынин очень хотел, чтобы кроме Дома культуры у ярославцев был еще и Дом техники. Его собирались построить в парке, за ДК моторостроителей. Выглядеть Дом техники должен был так: пятиэтажное здание в виде колонны, а его с четырех сторон окружает длинный двухэтажный дом.

В пятиэтажном задумывалась библиотека для читателей всех возрастов, начиная с малышей. А двухэтажное предназначалось под музей, два продвинутых лекционных зала на 350 и 150 мест и другие полезные новшества. Идея была такая, чтобы посетители могли взять книгу и в погожий день выйти почитать ее во внутренний дворик.

В конце 70-х вырыли котлован, начали забивать сваи и... наткнулись на водопроводную трубу, которой не было ни в одном плане (судя по всему, ее прокладывали незаконно). Работы приостановили, начали разбираться, как отвести трубу в сторону. А потом заболел вдохновитель проекта – оказалось, он всю жизнь был сердечником. Добрынин умер в 1983 году, котлован стал заполняться водой, представляя опасность для охочих до купания ребят. И его решено было зарыть.

Кстати

У руля

Другие известные директора крупных предприятий областного центра:

Моторный завод – Виталий Долецкий

Шинный завод – Петр Чесноков, Виктор Воронов

«Ярославрезинотехника» – Борис Дерябин, Анатолий Парфенов

НПЗ – Владимир Тараканов, Лев Бычков

ЯЗДА – Лев Соколов, Лев Кузнецов

Ярославский радиозавод – Владимир Марголин

Комбинат «Красный Перекоп» – Абрам Башмашников.

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе