Богородская поэма

Впервые за много лет

«Промысел как живой организм крайне болезненно реагирует на социальные катаклизмы, пугая ответной деградацией, а то и полной гибелью традиции». Однако эти слова искусствоведа Г.Л.Дайн, вряд ли, могут касаться богородских резчиков. 

Пожалуй, нет в России более глубокой исторической традиции. Рожденный более 300 лет назад, богородский промысел стал самобытным культурным феноменом русской народной резьбы. И остается таковым до сих пор.

Удивительному богородскому «явлению» и посвящена выставка, проходящая сейчас во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.


Впервые за последние годы в России открылась столь масштабная выставка богородской игрушки. На ней можно увидеть как новые образцы, так и творения прошлых веков. Причем, мотивы некоторых из них более никогда не повторялись. Менялись мастера, вкусы. Неизменным оставалось лишь живое обаяние резных «потешек».

Организаторам выставки удалось показать удивительную связь богородской игрушки с лубочными картинками прошлых веков. Которые не только способствовали формированию стиля игрушки, но и являлись основным источником сюжетов.



О некоторых из них мы что-то слышали. Но большинство показывается впервые. Так, лубок «Поход Славного Рыцаря Колеандра Лодвiка» лег в основу большой резной композиции «Прогулка короля Людовика» (не имеющей аналогов). Вообще такие масштабные «скульптуры» делались на заказ или же для участия в международных салонах. Роль «игрушки» здесь утрачивалась.




Правда, и такие большие резные композиции, и маленькие игрушки делались с одинаковой тщательностью и мастерством. Богородская игрушка славилась далеко за пределами села и близлежащего Сергиева Посада. Так, доподлинно известно, что классик богородской резьбы Андрей Яковлевич Чушкин (1882-1933) делал игрушку для больного цесаревича Алексея и бывал в Зимнем дворце.

«…В 1914 году он был командирован в Зимний дворец для сборки игрушки, а потом «для нахождения при подарке, подносимом земствами Наследнику Цесаревичу», и был пожалован серебряными часами с золотым изображением государственного герба «из Кабинета Его Императорского Величества».

Наверное, поэтому не поворачивается язык назвать богородских резчиков просто игрушечниками. Это скульпторы малой формы, но с большой буквы. Так, на выставке представлены работы целого клана мастеров конца XIX-начала XX века – семьи Барашковых. Пожалуй, с такой тщательностью, вниманием к деталям и продуманностью к игрушке мог подходить лишь настоящий художник. Перед нами проходит целый ряд профессий, людей, жизненных ситуаций. Охотники, ткачиха, людоеды, «гуляющий люд», плотники, резчики.


К каждому из них ремесленник подходил с любовью сказителя и умением художника. А главное – с иронией. Как жаль, что в прошлое уходят не только редкие мастера, но и «добрый смех».


Остается одно, но, пожалуй, самое главное – умение отражать эпоху, актуальность и «жизненность». Возникнув изначально в крестьянской среде, богородская игрушка постепенно восприняла и городские традиции, а в дальнейшем мастера начали отражать в своих работах важнейшие события разных эпох: Гражданская война, освоение Севера и индустриализация, триумф Победы, полеты в космос, Олимпиада. И сейчас – мастер волен в выборе тем. Остается форма, устройство, но смысл уже другой.


Приходится реагировать на спрос потребителя. Этим объясняется и рост числа расписных игрушек, редких для прошлых веков. Главное для мастера в такой ситуации – «сохранить специфику и не утерять себя».



Наше дело – сохранить уникальную богородскую игрушку, не только в музеях, но и в памяти. К сожалению, большинство современных детей даже не представляют, как она выглядит. А ведь когда-то наши бабушки и дедушки так радовались этим деревянным игрушкам с простыми механизмами. Мы очень надеемся, что выставке удастся не только возродить в памяти образы нашего детства, но и познакомить с уникальным явлением русской культуры подрастающее поколение.

Анастасия Некрасова

Кириллица

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе