Билет с тремя нулями

Внешнему виду денежных купюр Россия всегда уделяла не меньше внимания, чем защите их от подделки. Вот и «ярославская» тысячерублевка – не просто средство платежа

Во все времена денежные знаки были «лицом» любого государства и отражали его идеологию. Купюра с видами Ярославля в этом смысле не исключение.

Доска почета

В 1910-х годах в России «имел хождение» ряд купюр с изображениями царей. Самым крупным был 500-рублевый билет с портретом Петра Великого – создателя Российской империи. За ним шла сторублевка с изображением Екатерины II – «матушки-государыни», при которой эта империя достигла расцвета. То есть была концепция – изображать на деньгах, как на досках почета, только лучших российских государей. Любопытно, что завершили галерею «самых-самых» на билете в 50 рублей «жандарм Европы» Николай I, а на «четвертной» – автор «контрреформ» Александр III. Его портрет украшали рог изобилия с сыплющимися дарами и якорь. Мораль проста: пока стоим на пристани самодержавия – у нас будет благоденствие. А вот отцу великих реформ Александру II Освободителю места на деньгах не нашлось.

Сразу после переворота 1917 года большевикам потребовались свои собственные дензнаки. Был объявлен конкурс на лучший дизайн советских денег, однако он провалился: рисовальщики были сплошь «пролетарского происхождения» и эскизы ваяли «как кура лапой». Поэтому для печати своих купюр большевики были вынуждены взять клише банкнот Временного правительства с двуглавым орлом без корон. Так появилась купюра в 10000 рублей 1918 года. Ее лицевая сторона была выдержана в красных тонах (цвет революции), по краям переходящих в коричневый, а главным украшением был двуглавый орел со свастикой. Этот знак, пока еще не опозоренный фашистами, обозначал тогда благополучие и процветание. Сегодня, когда история советской России перестала быть сусальной картинкой «торжества победивших трудящихся», красно-коричневую банкноту со свастикой вполне можно признать символом большевизма. Этакое «зеркальное отражение» тоталитарных режимов 1920–1940-х годов, только после смерти Сталина начавшее обретать «человеческое лицо».

Символ 1000-летия

«Ярославская» купюра в 1000 деноминированных рублей (в 1995–1997 годах в России ходила тысячерублевка с видами Владивостока, но после деноминации она превратилась в рублевую монетку) поступила в обращение в 2001 году. Нельзя сказать, что банкноту специально «подогнали» под городской миллениум – в то время более актуальным было тысячелетие Казани, отмеченное в 2005 году. Скорее выбор «города-героя» был связан с идеологическим поворотом, осуществленным Владимиром Путиным. Он отказался от прозападного курса своих предшественников и провозгласил возврат к русскому патриотизму. Ярославль идеально подходил на эту роль. Один из древнейших русских городов, в новейшие времена он превратился в крупный промышленный и культурный центр России, сочетающий «преданья старины глубокой» с современными технологиями.

На лицевой стороне банкноты мы видим памятник Ярославу Мудрому, установленный на Богоявленской площади в 1993 году. На открытие монумента тогда приезжал – причем в самые горячие дни политического кризиса – Президент России Борис Ельцин. Теплый прием, оказанный ему ярославцами, сыграл свою роль: получив поддержку народа, президент продолжил свой курс и сломал сопротивление прокоммунистического парламента. Так что у «лица» купюры вполне определенный политический подтекст.

Рядом с памятником – изображение часовни, сооруженной в память народного ополчения 1612 года, стоявшего тогда 2 месяца в Ярославле. Его очень удачно оттеняет силуэт Спасо-Преображенского монастыря на заднем плане: показана преемственность мастерства древних зодчих и архитекторов наших дней. А на обороте банкноты – уникальный, единственный на всю Россию 15-главый храм Иоанна Предтечи в Толчкове. Вид его на купюре, кстати, тоже уникален: церковь изображена стоящей на просторе, как в давние времена, когда рядом с ней не было никакого завода. Да и вообще в наши дни изображения «промышленных гигантов», электростанций и плотин сохранились только на деньгах стран «третьего мира». Поэтому виды НПЗ, шинного и других заводов на купюру не попали, оставшись достоянием каталогов продукции и рекламных проспектов этих предприятий.

А билет Банка России с тремя нулями перед тысячелетием Ярославля стал хоть и неформальным, но эффектным символом древнего, в то же время современного и – слава Богу! – не самого бедного в России города.

Александр КОНЯЕВ

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе