«Батюшка Алексей Яковлевич»: ярославский губернатор Фриде

В 2012 году Ярославской губернии исполнилось 235 лет. За этот срок у ее руля побывало почти 30 губернаторов, но далеко не всем из них удалось войти в историю.

Герой туркестанских
походов генерал-майор Алексей Фриде.

Сегодня «Родной город» предлагает читателю познакомиться с Алексеем Фриде, прослывшим в Ярославле «защитником слабых и обездоленных».

Герой туркестанских походов
На посту ярославского губернатора Алексей Яковлевич Фриде оказался в 49 лет, оставив за плечами блестящую карьеру покорителя Средней Азии. В боях с Хивой, Бухарой и Кокандским ханством он прошел путь от поручика до генерал-майора, удостоившись орденов и золотого оружия «За храбрость». Проявленные в туркестанских походах «хладнокровие и распорядительность» Фриде были отмечены государем, доверившим Алексею Яковлевичу управление Семиреченской областью (ныне территория Казахстана). После пяти лет службы на этом посту Фриде получает новое назначение – в Ярославль, где должен занять место скоропостижно скончавшегося губернатора Левшина. Однако весть об этом пришла в роковую минуту. 28 мая 1887 года в столице Семиреченской области – городе Верном (Алма-Ата) – произошло страшнейшее землетрясение. «Города больше не существует, – телеграфировал Фриде царю, – требуется немедленная помощь лишившимся крова и пищи».
Несмотря на серьезное ранение в голову, Фриде остался в Верном до конца лета, принимая необходимые меры для поддержки населения. Ярославцы, узнав о трагедии, пришли на помощь своему новоиспеченному губернатору. В городе был устроен благотворительный концерт для сбора средств в пользу пострадавших.
Это был единственный случай в истории дореволюционного Ярославля,
когда Губернаторский сад был открыт для всех желающих. В парке выступали полковой оркестр и хор, работал буфет.
Собрав более 300 рублей, ярославцы немедленно отправили их Фриде, получив в ответ горячие слова благодарности.



Благодаря Фриде в Угличе был спасен княжеский дворец.
Долгожданный губернатор
Лишь осенью Алексей Яковлевич прибыл в Ярославль. Толпы горожан уже на пристани приветствовали долгожданного губернатора, снискавшего славу героя. Даже внеше Фриде выглядел богатырем: в губернаторском доме даже пришлось заменить ванну – старая была маловата.
Возглавив губернию, Фриде сразу удивил подчиненных необычайной работоспособностью и вниманием к каждой мелочи. Служба на границе приучила его не доверять отчетам и лично контролировать обстановку.
Никто из ярославских губернаторов – ни до, ни после –
не изучил губернию так тщательно, как Фриде.
Он ежегодно объезжал все уездные города, проверяя работу чиновников, посещал школы и больницы, ярмарки и села. Даже заключенные в тюрьмах имели возможность лично обратиться к губернатору с жалобой или просьбой.
Особое внимание Фриде уделял сохранению исторического наследия. Однажды в Угличе внимание губернатора привлек старинный княжеский дворец – памятник XV века, пребывавший в плачевном состоянии. По распоряжению Фриде были развернуты реставрационные работы, и вскоре в здании был открыт музей древностей. Поощряя развитие краеведения, Фриде запретил чиновникам уничтожать старые документы, пока не будет выявлена их ценность.
При его поддержке в 1889 году была открыта Ярославская губернская ученая архивная комиссия (ЯГУАК), сыгравшая огромную роль в сохранении и изучении памятников старины.

Как войти в историю
Самой яркой чертой губернатора Фриде была его исключительная отзывчивость, внимание к каждому человеку, будь то министр или бедняк. Во время страшной эпидемии холеры и оспы 1893 года Фриде лично обходил палаты, пробуя пищу для больных и требуя для них свежего хлеба. Алексей Яковлевич и его супруга участвовали во всех благотворительных начинаниях, посылали дрова беднякам и сладости сиротам.
1895 год оказался для губернатора самым сложным. Весной на Ярославской Большой мануфактуре вспыхнула крупная стачка. Для разгона бастующих пришлось послать солдат, и после отказа рабочих разойтись по толпе был открыт огонь. О кровавой бойне в Ярославле писали все газеты, и, как нетрудно догадаться, в советской истории губернатора Фриде надолго заклеймили  позором.
И все же самим ярославцам Фриде запомнился не только и не столько этим.
По свидетельству современников, для простых горожан это был «батюшка Алексей Яковлевич», справедливый и внимательный. «Добротой сердца, всегдашнею доступностью, – писали газеты после его смерти, – он снискал истинную любовь во всех сословиях,
во всех классах общества».

Родной город
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе