1 декабря исполняется 50 лет знаменитой Манежной выставке. Той самой, на которую пришел Никита Хрущев, а потом устроил разнос. «Педерастами» назвал он художников белютинской студии.
26 ноября полвека назад экспозиция студии открылась на Таганке, в Доме учителя на Большой Коммунистической. Наутро иностранные корреспонденты сделали о ней репортажи, мол, в СССР показывают абстрактное искусство. История появления этих работ в Манеже напоминает детектив.
По одной из версий, идея показать работы студийцев в Манеже возникла после того, как на Кубе вопрос о выставке абстракционистов в Москве был задан Анастасу Микояну. Работы ночью привезли в Манеж. Некоторые экспериментальные вещи сам Белютин заменил более «спокойными», в частности, пейзажами и видами городов. Абстрактного искусства - в классическом его понимании - не было. И тем не мене 1 декабря 1962 года стало днем открытия и закрытия выставки.
Разнос в Манеже положил начало борьба с абстракционизмом, хрущевская «оттепель» пошла на убыль. Следующая знаменитая выставка неофициальных художников в СССР вошла в историю как «бульдозерная».
Татьяна ЗИМНЯЯ
КП-Ярославль